ь
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ......................................12
1.1. Основы современной концепции индустриального общества.12
1.2. Методология подхода к массово-коммуникативному диалогу в Интернете.............................................30
1.3. Коммуникативная функция Интернета и молодёжь..........48
ГЛАВА И. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ........................72
2.1. Коммуникативное взаимодействие молодёжной аудитории России и глобальной информационно-коммуникативной среды........72
2.2. Профиль молодого Интернет-пользователя в современной
России................................................94
2.3. Анализ Интернет-сообществ молодёжной аудитории в глобальной информационно-коммуникативной среде..................111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 134
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................140
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................150
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В современной социологической науке концепции информационного общества и информационно-коммуникативной среды являются важным направлением, в котором рассматриваются качественная специфика современных социокультурных коммуникаций и особенности механизмов социокультурной динамики. Однако, несмотря на многообразие подходов, единого концептуального оформления теория глобальной информационно-коммуникативной среды общества ещё не получила. Одна из причин такого положения кроется, на наш взгляд, в недостаточной проработанности проблемы социокультурных субъектов современной коммуникационной сети - в том числе российской молодёжи. Таким образом, проблема диссертационного исследования может быть обозначена как теоретический разрыв (изолированность в изучении), обнаруживающийся в полученном социологическом анализе процессов функционирования глобальной информационно-коммуникативной среды и анализом динамики формирования социокультурных коммуникаций на уровне современной российской молодёжи
Обращение к теме исследования вызвано также значительным влиянием Интернета на развитие системы массовых коммуникаций, сообщество молодых пользователей информационно-коммуникативных систем, общество и социокультурную среду, в том числе недостаточной степенью анализа феномена Интернета как средства массовой коммуникации на теоретическом, методологическом и прикладном уровнях, неполной степенью описания особенностей культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации и параметров этого процесса применительно к молодежи России.
Степень научной разработанности темы.
Проявлять интерес к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных,
17
терминах фантазмов и отталкивания; сексуальный стереотип проник повсюду. И одновременно все становится эстетичным: политика превращается в спектакль, секс - в рекламу и порнографию, комплекс мероприятий - в то, что принято называть культурой, вид семиологизации средств массовой информации и рекламы, который охватывает все - до степени Ксерокса культуры»21. Парадоксальность состояния вещей состоит в том, что в своем стремлении к растворению « во всем» категории теряют свою специфику, а следовательно, и отличительные признаки. Возникают новые феномены, отличающиеся крайней аморфностью: трансэстетика, транссексуальность, трансполитика.
С точки зрения постмодернизма трансформируется важнейшая из культурных функций — символическая. Доминантой осмысления культуры XX века являлось утверждение Э. Кассирера о том, что человек есть символическое животное. «Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum»22. Создавая символы, человек отражал в них свои ценности, идеи, мечты.
В конце XX века, по убеждению Бодрийара, символ превращается в код. В отличие от символа, код выполняют функцию полного замещения объекта, при воспроизведении посредством кода утрачивается различие между оригиналом и копией. Коды порождают «гиперреалыюсти». Это может быть система голографических образов, либо виртуальные миры, порожденные новыми информационными технологиями. Воздействие этих миров на сознание таково, что при определенных условиях возможно полное стирание граней между гиперреалыюстыо и реальностью. Мир превращается в мир моделей (в терминологии Бодрийяра «симулякров»), противоположность естественного и искусственного исчезает. Создание искусственного климата, возможности моделирования собственного тела и даже полное воспроизведение себя путем клонирования, изменение психологического образа через создание виртуальной личности или путем «вселения» в уже готовую аватару приводит к
21 См.: Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // М., 2000, с. 16.
22См.: Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Проблемы человека в западной философии // М., 1988, с. 30.
18
«растворению» личности в потоке сменяющихся образов. Репродуцирование политических доктрин, идеологий, религиозных сект приводит к их «переизбытку». Главным критерием их оценки становится экстравагантность. Сенсация любой ценой занимает место проверенной информации в сфере масс-медиа.
Возникает и новая «трансэстетика» в искусстве. Символическая передача идей, переживаний, идеалов отошла в прошлое. «Исчезло искусство в смысле символического соглашения, отличающего его от чистого и простого производства эстетических ценностей, известного нам под именем культуры -бесконечного распространения знаков, рециркуляции прошлых и современных форм. Нет больше ни основного правила, ни критерия суждения, ни наслаждения. Сегодня в области эстетики уже не существует Бога, способного распознать своих подданных. Или, следуя другой метафоре, нет золотого стандарта ни для эстетических суждений, ни для наслаждений.»23. Данный процесс привел не только к смешению стилей, форм культуры (и антикультуры), эстетических концепций, но и вызвал всеобщую «эстетизацию» жизненного пространства человека, к утрате границы между прекрасным и безобразным.
Товар, утративший свою потребительскую стоимость и превратившийся в знак, репрезентируемый посредством рекламы, вводит эстетику в круг товаро-денежных отношений, продуцируя «эстетической прибавочной стоимости знака». Покупательная способность товара теперь зависит не столько от его потребительских свойств, сколько от оригинальности оформления.
Продуцирование «симулякров» касается и сексуальной жизни. Сексуальная символика все чаще используется для достижения экономических и политических целей. Постмодернизм вводит понятие «транссексуапьности», отражающее «растворение» сексуального влечения в калейдоскопе образов постмодернистской культуры.
53 См.: Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // М., 2000, с. 23.
- Київ+380960830922