Ви є тут

Традиционное мировоззрение в системе культуры коренных народов Севера

Автор: 
Алгадьева Тамара Михайловна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193694
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ 11АРОДОВ СЕВЕРА 14
1.1. Системный подход к исследованию культуры 14
1.2. Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера: ретроспективный анализ 55
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИ01II10Е МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК
ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
КОРЕ1II1ЫХ МАЛОЧИСЛЕ1II1ЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 76
2.1. Традиционное мировоззрение коренных малочисленных
народов Севера: по результатам социологических исследований 76
2.2. Прогнозная модель развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 141
ПРИЛОЖЕНИЯ 163
о
ВВЕДЕНИЕ
Актуальное I ь т емы исследования. Кардинальные российские
социально-экономические и политические преобразования последних пятнадцати лет привели к усложнению перспектив развития коренных малочисленных народов Севера - ухудшилось социально-экономическое положение северных этносов, обострились проблемы жизнеобеспечения, сохранения и развития культуры. Актуализировались мировоззренческие проблемы. Важной является проблема единства и многообразия культур, сохранения уникальности способов жизнедеятельности в изменяющемся мире. Особенно актуальна отмеченная проблема для коренных народов Тюменского Севера, располагающих меньшими возможностями для самозащиты и саморазвития.
Утрата социокультурного мнотобразия не менее опасна по своим последствиям, чем утрата биоразнообразия. Коренные малочисленные народы Севера - составная часть этнокультурною многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие.
Важным социологическим и культурологическим фактом начала нового тысячелетия является осознание человечеством роли северных территорий и проживающих здесь этносов в мировом историческом прогрессе. В настоящее время северные территории становятся глобальной проблемой человечества, что обусловлено их спецификой природно-экологических и стратегических условий. Безопасность северных территорий, их развитие и сохранение от природных, техногенных, социально-экономических, политических и других катастроф является актуальной не только для России, но и Канады, США, скандинавских стран. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития
3
божественного (трансцендентною) и природного. Таким образом, культура -это все, что помещается между небом и землей, что существует благодаря человеческому разуму, действующему но своим собственным законам. Разум не просто открывает культуру в мире, он и есть культура в ее самом глубоком основании. Культура как разумность человека и есть ее рационалистическая модель, общая всем направлениям классической философской мысли, характерна и для коренных народов Севера.
Творчество представителей религиозной метафизики СЛ(.Булгакова,
Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Л.П.Карсавина и др. опиралось на ряд подходов, разработанных В.С.Соловьевым. Так, религиозный культ, отмечал С.Н.Булгаков, вообще есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы «культуры» были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер.1 Сказанное относится самым непосредственным образом к исследуемым автором северным этносам. Более подробно об этом рассматривается в следующем параграфе данной главы.
Разрыв между трансцедентальным разумом и жизнью зафиксирован в философии жизни, центральной темой для которой стала тема кризиса -«трагедии», «заката» - культуры, понимаемой как продукт рациональной деятельности человека. При этом культура выступает как порождение жизни и одновременно ее отрицание. Чтобы не иссякнуть вообще, жизнь должна преодолеть тормозящую инерцию этих форм, заменить их новыми, обреченными на ту же судьбу. В этом, согласно Г.Зиммелю, состоит «конфликт» любой и особенно «современной культуры».2
Х.Ортега-и-Гассет предлагает высший смысл жизни искать в культуре. Признавая существование культуры как результат творческого освоения родовым человеком природного и социального мира, он отмечает, что в
1 Ь>лгакояСН Избранные статьи Соч в2-\т -М На>ка, 1993 -Т 2 -750 с
2Зиммс1ьГ Избранное В2-\т -Т 2 -М Юрист, 1996 -670с
18