Оглавление
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основании изучении социокультурного статуса протестантских общин
как элемента религиозной жизни российского общества.................14
1.1 Методологические основы изучения протестантских общин
как элемента религиозной жизни России...............................14
1.2 Теоретические подходы к изучению социокультурного статуса протестантских общин................................................35
1.3 Аксиологические аспекты изучения протестантских общин
в духовной жизни российского общества...............................53
Глава 2. Изучение социокультурного стагуса протестантских общин и особенностей его проявления в условиях социокультурной трансформации современного российского общества.....................74
2.1 Методика исследования социокультурного статуса протестантских общин................................................74
2.2 Основные направлений деятельности протестантских общин Алтайского края.....................................................90
2.3 Ценностные ориентации верующих-протестантов как основа анализа социокультурного статуса протестантских общин в духовной жизни современного российского региона...................................110
Заключение.........................................................129
Библиографический список...........................................136
Приложение........................................................150
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В последнее десятилетие российское общество характеризует не только экономический, политический и социальный кризис, но и кризис духовной сферы, ослабление социокультурной идентичности. В этой связи возрастает значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества, равно как и социальная роль религиозных институтов. Протестантские общины, являясь традиционным элементом духовной жизни российского общества, предлагают свой вариант видения мира, и сегодня социологи-религиоведы все чаще говорят о процессах религиозной переориентации регионов в сторону протестантизма. Распространению этой конфессии способствует ряд факторов: во-первых, активное продвижение протестантизма со стороны его последователей; во-вторых, совпадение протестантской этики и либеральных ценностей, способствующих формированию моделей поведения, предпочтительных в обществах с рыночной экономикой; в-третьих, разрушение форм социальной общинности, существовавших в течение XX в. в российском обществе, с одной стороны, и желание реализовать коллективную субъектность определенной категорией населения - с другой.
Принципиально значимым является изучение социокультурного статуса протестантских общин, определение их места и роли в религиозном пространстве современного российского региона. Необходимо формирование адекватного представления об их социокультурной деятельности, которое должно стать одним из аспектов гармонизации религиозной сферы российского общества.
Актуальность исследования связана также с необходимостью проведения научных исследований и теоретического постижения социокультурных ослов религии. Дальнейшее теоретико-методологическое осмысление социокультурного статуса протестантских общин дает возможность более глубокой интерпретации данных феноменов религиозной жизни. Участие в этом
15
тиров и сломом социальной биографии значительного числа представителей социальных групп современного российского общества, поиском национальной и религиозной идентичности.
Особый исследовательский интерес вызывают протестантские общины, так как, с одной стороны, они занимают значительную долю религиозного пространства российского общества, которая имеет заметную тенденцию к расширению. 'Гак, Р. Лопаткин отмечает, что современная ситуация, характеризуемая быстрым ростом протестантских общин, позволяет говорить о таком феномене, как наметившаяся религиозная переориентация регионов [81]. С другой стороны, интерес к деятельности протестантских общин является свидетельством коренного перелома ценностных ориентиров россиян, результатом принятия определенной категорией населения либеральных ценностей, которые прекрасно сопрягаются с нравственными, этическими основами многих протестантских общин. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» обосновал связь между основными постулатами протестантизма и формированием моделей поведения, являющимися предпочтительными в капиталистическом обществе [21]. Русский протестантизм не способен сыграть ту же роль в современном российском обществе в силу целого ряда причин. Здесь и особенности протекания процесса институализации протестантизма в России, и ведущая роль православия, ценностная база которого является ядром русской культуры, и настороженное отношение огромной части населения к деятельности общин данной конфессии. Тем не менее определенная часть населения признает привлекательность и эффективность этого религиозного учения для построения своей жизненной стратегии. Еще раз подчеркнем, что нам кажется неверным предположение относительно стремительного роста индивидуалистских настроений в российском обществе, которые находят свое обоснование в ценностях протестантской этики. Вероятно, существуют иные причины, обусловливающие рост религиозных протестантских организаций и стабильный интерес со стороны населения к данной конфессии.
16
Однако прежде чем перейти к анализу организационных форм протестантизма, а также к особенностям и специфике деятельности этих религиозных организаций, нам кажется необходимым обратиться к той религиозной ситуации, которая сложилась в настоящее время в российском обществе, а также к особенностям процесса институализации данной религии в социокультурном пространстве России.
Исторически Россия на протяжении свое многовековой истории всегда была многоконфессиональным государством. Этот факт, с одной стороной, служил поводом для постоянных социальных конфликтов, с другой - позволил обогатить русскую культуру. На сегодняшний день на территории страны в органах юстиции РФ зарегистрировано 20441 религиозная организация, 67 религиозных направлений [122, с. 68-77].
Приведенные цифры еще раз подтверждают значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества, а социальная роль религиозных институтов признается значимой официальной властью.
Обращаясь к истокам укоренения протестантизма в России, хорошо рассмотренным в работах социологов-религиоведов JI.H. Митрохина, А.И. Клибанова, Е.В. Жижко, И.Д. Эйнгорн, H.H. Ярыгина и др., можно сделать следующие выводы об особенностях протекания процесса его институализации [45,62, 83,87,96,143, 151].
Во-первых, в России, стране с глубокими православными корнями, появление протестантизма стало возможным и не вызвало отрицания даже в период его институционального оформления благодаря неуязвимости традиционного для страны православия [2, 87]. Совершенно естественно, что не в период своего появления, не на современном этапе эта ветвь христианства не смогла бы стать реальной альтернативой православию. Восприятие протестантизма как несостоятельного на российской почве в общем и целом было адекватной оценкой этого религиозного направления, но именно это и дало ему возможность утвердиться и гармонично влиться в религиознокультурное пространство России. Исходя из вышесказанного, можно сделать
- Київ+380960830922