Ви є тут

Дошкольное образование : Состояние и основные проблемы развития; социологический анализ

Автор: 
Виноградова Елена Аркадьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
269121
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление.
Введение ...................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа
дошкольного детства и дошкольного образования . . 15
§ 1. Образование и воспитание в системе развития детей ... 15
§ 2. Особенности организации образования и
воспитания в дошкольном образовании: историкосоциологический аспект............................... 42
Глава 2. Современное состояние дошкольного образования . 74
§ 1. Противоречия и социальные проблемы в сфере дошкольного
образования.............................................74
§ 2. Тенденции развития дошкольного образования................103
Заключение.................................................122
Библиографический список использованной литературы . . . 133
3
Введение.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Ныне, в начале третьего тысячелетия, в условиях трансформации российского общества, существенных преобразований во всех его сферах, с одной стороны, и научно-технического прогресса, изменения характера и содержания труда, с другой, требуются новые подходы и решения для выработки оптимальной стратегии развития общества. 11еобходим критический анализ имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующие научные разработки, рекомендации и прогнозы общественного развития, сделать которые может только творчески, смело и свободно мыслящий человек, обладающий высокой культурой и глубокими, постоянно обновляющимися и раз в и вающи м ися знаниями.
В современных условиях производство, быт, формы взаимодействия между людьми требуют от человека, ребенка не только общей образованности, а, в первую очередь, раскрытия индивидуальных способностей, позволяющих достичь высоких результатов в работе и сделать жизнь более разнообразной.
Таким образом, сегодня является актуальной потребность общества в индивидах, которые могли бы активно и конструктивно решать противоречия социально-экономического, политического и культурного развития, проявлять творческий подход, инициативу.
Развитие такой индивидуальности, на наш взгляд, может быть осуществлено только при условии овладения человеком теми ценностями, нормами и правилами, на основе которых и может осуществляться какая-либо позитивная преобразовательная деятельность. Следовательно, реализация потребности общества в активном, творческом, инициативном субъекте деятельности возможна посредством приобщения индивидов не только к
14
заседаниях кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Результаты исследования представлены в 4 публикациях автора.
15
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа
дошкольного детства и дошкольного образования.
§ 1. Воспитание и образование в системе развития детей.
Приступая к теоретико-методологическому анализу дошкольного детства и дошкольного образования, мы можем выделить его специфику, которая заключается в рассмотрении дошкольного образования как системы развития детей.
Обобщая существующие взгляды на процесс развития индивида, мы можем выделить два основных подхода к рассмотрению данного понятия: как процесса количественных или качественных изменений.
Сторонники первого подхода, говоря о развитии личности, в основном, концентрируют внимание на количественных характеристиках: росте знаний, образования, квалификации, умений, способностей и г.д.1
Сторонники второго подхода представляют данный процесс как смену качественных состояний, формирование личности индивида как социального качества.2
Мы согласны со сторонниками последнего подхода и понимаем под развитием индивида процесс формирования его личности как социального качества, переход от одного качественного состояния к другому, представляя данный феномен как систему, включающую в себя совокупность сфер взаимодействия индивида, способы или механизмы его развития, определенный содержательный аспект.
1 См.: Камалов М.К. Формирование новой личности: философские и социологические аспекты. М.: Политиздат, 1975. с. 65-70; Крутова О.В. Человек и история. М.: Наука. 1982. - с. 121-125; Лазаренко Е.13. Всестороннее развитие личности. Киев: КГУ, I9S0. - с.36-40 и др.
' См.: Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Наука, 1981.-е. 56-66, Цель и смысл жизни человека. М.: Политиздат, 1984.-е. 71-75; Развитие личности: проблемы поиски, решения,'Под ред. A.B. Меренкова. Свердловск: УрГУ, 1989. - с. 16-18 и др.