Ви є тут

Канонизация святых русской церкви как объект социологического исследования

Автор: 
Емельянов Кирилл Станиславович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193452
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Ф Оглавление........................................................................ 2
Введение
Глава 1. Классификация основных понятий исследования....... 16
§1.1. Почитание святых и канонизация.................................................16
§1.2. Типология святых и житий святых................................................27
§1.3. Обзор совокупности русских святых..............................................43
Глава 2. Социальное происхождение и мобильность
русских святых м.....................м..м...м..............м.......м.........м.......мм.... 48
§2.1. Социальное происхождение святых................................................48
§2.2. Социальная мобильность представителей
социально-демографических агиографических типов......................................58
§2.3. Мобильность социально-демографических
агиографических типов................................................................85
Глава 3. Социальная и несоциальная
деятельность русских святых ......................................................... 88
§3.1. Типология деятельности святых..................................................88
ф §3.2. Анализ деятельности представителей
социально-демографических агиографических типов......................................97
§3.3. Анализ типов деятельности.....................................................106
Глава 4. Анализ практики канонизации русских святых......... 115
§4.1. Две модели функционирования
практики канонизации святых.........................................................115
§4.2. Обзор совокупностей святых, канонизированных до XX в., в XX в.
и на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г...........................................121
§4.3. Социальные причины массовой канонизации
на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.............................................130
Заключение.......................................................................... 139
Библио1рафия...и..мн.».....мн..........н.....н.м....».......и.........т.н...м..». 144
Приложение 154
*
2
Введение
Введение
Актуальность темы исследования
В современной России происходит общее для постсоветского пространства явление: возрождение религиозной жизни, участие религиозных организаций в общественных мероприятиях. Сегодня десятки тысяч церквей по всей России возвращаются верующим. Делаются попытки как со стороны церковных структур, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения, роли.
Несмотря на происходящее в нашей стране видимое возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время Советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в религиозном сознании общества1. Одна из задач социологии религии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного религиозного сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носителей определенного культурного идеала.
На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом, в том числе религиозных, выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями святые давали порой недосягаемые примеры поведения для окружавших их людей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях, и для верующих они являются важной нравственной составляющей социализации.
С самого начала возникновения канонизационной практики церковь, на примере житий святых, представляла верующим определенный образец христианского поведения. Однако современное общество далеко не всегда усваивает те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Чрезвычайно важный вопрос - почему канонизированные церковью святые не пользуются таким
1 См.: Дубин Б. В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) //Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год /Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 1999.
Введение
«почитание святых», «канонизация», а так же представлена социологическая интерпретация почитания святых, которое рассматривается как религиозная практика в рамках института церкви. Во втором параграфе «Типология святых и житий святых» подробным образом рассматривается типология житий святых на основе которой определяются жития, которые предполагается исследовать. Также здесь рассматривается типология святых, принятая в агиографических исследованиях. На ее основе составлена особая типология, применимая к исследованию социальных характеристик святых. В третьем параграфе «Обзор совокупности русских святых» представлен состав русских святых в соответствии с выделенными в исследовании одиннадцатью социально-демографическими агиографическими типами.
Вторая глава «Социальное происхождение и мобильность русских святых» включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Социальное происхождение святых» на основе сборника житий святых арх. Филарета (Гумилевского) анализируется социальное происхождение представителей различных социально-демографических агиографических типов. Во втором параграфе «Социальная мобильность представителей социально-демографических агиографических типов» рассматриваются карьерные росты и падения русских святых. В третьем параграфе «Мобильность социально-демографических агиографических типов» анализируется перемещение того или иного типа святых в религиозном сознании общества в различные исторические периоды.
Третья глава «Социальная н несоцнальная деятельность русских святых» включает три параграфа. Первый параграф «Типология деятельности святых» посвящён рассмотрению понятия социального действия у М. Вебера, и на основе веберовской типологии разрабатывается своя типология, применимая к анализу деятельности русских святых. Во втором параграфе «Анализ деятельности представителей социально-демографических агиографических типов» на основе текстов «Житий» арх. Филарета (Гумилевского) подробным образом рассматривается каждый социально-демографический агиографический тип и характерная для его представителей деятельность. В третьем параграфе «Анализ типов деятельности» представлен анализ каждого типа деятельности. При этом делаются выводы о том, какой тип деятельности наиболее характерен для русских святых.
Четвёртая глава «Анализ практики канонизации русских святых»
состоит из трёх параграфов. В первом параграфе «Две модели функционирования практики канонизации святых» на основе концепций классического
Введение
институционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и неоинституционализма (П. Бурдье) анализируется практика канонизации святых. Во втором параграфе «Обзор совокупностей святых, канонизированных до XX в., в XX в. и на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.» рассматриваются три совокупности святых, канонизированных в разные периоды. При этом основное внимание уделено сравнению совокупностей святых, канонизированных до XX в. и на Соборе 2000 г. Анализируется не только количественный, но и качественный состав святых, прославленных на упомянутом Соборе. В третьем параграфе «Социальные причины массовой канонизации на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.» анализируются возможные причины канонизации на Соборе более тысячи новых святых - «российских новомучеников».
В «Заключении» представлены основные выводы диссертационного исследования.
В Библиографии представлен список работ, на которые автор опирался при проведении исследования.
В Приложении дан список сокращений, встречающихся в диссертационном исследовании.