Введение
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к формированию
элиты в современном обществе........................ 13
1.1. Генезис понятия «элита» и анализ концепций элит 13
^ 1.2. Структура элиты и условия ее трансформации................ 36
1.3. Интеллектуальная элита в системе структуры элит...... 50
Глава II. Университетский комплекс как социальный институт
подготовки и развития региональной интеллектуальной элиты................................................. 64
2.1. Структура и содержание деятельности университетского
комплекса по формированию интеллектуальной элиты региона................................................ 64
2.2. Региональный университетский комплекс Республики
Адыгеи в социокультурном образовательном пространстве региона................................................. 101
2.3. Исследование влияния деятельности университетского
комплекса Республики Адыгея на процесс формирования интеллектуальной элиты региона.......................... 128
#
Заключение......................................................... 151
Список использованной литературы................................. 154
Приложения........................................................ 166
*
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В начале XXI века проблема элиты приобрела особую значимость: термин «элита» активно вошел в научный и бытовой оборот, широко используется как в средствах массовой информации, так и в научных исследованиях. Сложные процессы общественной трансформации, изменения в социальной и экономической сферах поставили Россию перед необходимостью учиться жить в новых условиях. В таких ситуациях элита становится едва ли не единственным экспертом, способным дать истинную оценку происходящих преобразований и одновременно социальной группой, задающей вектор движений общества и его перемен.
Среди многочисленных социальных групп, на протяжении последних десятилетий существующих в обществе раннего постиндустриализма, особое значение приобретает группа, именуемая в западной обществоведческой теории knowledge-class - класс интеллектуалов, иными словами -интеллектуальная элита. Задача интеллектуальной элиты состоит в том, чтобы оказывать влияние на формирование науки и культуры в разных сферах человеческой жизни. Элитарную личность отличает значительный объем знаний и выдающиеся умственные способности. Такой человек характеризуется высоким уровнем профессиональных знаний, что дает ему право на особое место в обществе, призван просвещать свой народ, повышать уровень его образования. Лишь общество образованных людей способно выжить и развиваться в новых социальных и экономических условиях.
Важным условием формирования интеллектуальной элиты является развитие образования и, прежде всего, высшего. Среди составляющих данное условие следует отметить автономию и академические свободы вузов, а также социогуманитарную подготовку студентов. Социокультурное воспитательное пространство университетского комплекса способно сыграть решающую роль в осуществлении задач гармоничного развития личности.
Определение понятия элита давалось многими известными историками и политологами. Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется социологами и политологами, то получится весьма пестрая картина.
Целесообразно начать с определения Парето, который, собственно, и ввел понятие «элита»: это лица, получившие наивысший индекс в своей области деятельности, достигшие высшего уровня компетентности («Трактат о всеобщей социологии»). В другой своей работе Парето пишет, что «люди, занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества,... «так называемые высшие классы» и составляют элиту, «аристократию» (в этимологическом значении слова: апБЮэ - лучший)... большинство тех, кто в нее входит, как представляется, в незаурядной степени обладают определенными качествами - неважно, хорошими или дурными, - которые обеспечивают власть». Среди других определений актуально выделить следующие понятия:
наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство, осуществляющее управление неорганизованным большинством (Моска);
люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре);
«высший господствующий класс», лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусов, богатством, лица, обладающие наибольшей властью (Г. Лассуэлл);
люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л. Бодэн), наивысшим чувством ответственности (X. Ортега-и-Гассет);
лица, обладающие позициями власти (А. Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь
меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Келлер);
«боговдохновленныс» личности, которые откликнулись на «высший призыв», услышали «зов» и почувствовали себя способными к лидерству (Л. Фройнд), харизматические личности (М. Вебер), творческое меньшинство общества, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби);
сравнительно небольшие группы, которые состоят из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) — (В. Гэттсмен и другие теоретики элитного плюрализма); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из научной и технической интеллигенции, менеджеров и высших служащих в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма), люди, обладающие качествами, которые воспринимаются в данном обществе как наивысшие ценности (сторонники ценностной интерпретации элиты); элиту составляют обладатели высших позиций в группе, организации или институции, отбор в нее осуществляется по принципу «продуктивности знания». Поэтому элита обладает, благодаря своим позициям и роли, властью и влиянием, позволяющим формировать социальную структуру общества (П. Дрейцель);
лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы (Л. Боден).
Если сравнить эти определения, то сразу же бросается в глаза смешение терминов. Точки зрения на содержание категории «элита» отличаются друг от друга в основном отношением к идеальным принципам рекрутирования элиты и соответствующими аксиологическими установками: одни исследователи полагают, что подлинная элита должна отличаться знатностью своего происхождения; другие причисляют к этой категории
- Київ+380960830922