Ви є тут

Традиционное природопользование как элемент культуры малочисленных народов Тюменского Севера

Автор: 
Харамзин Терентий Герасимович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193636
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ТЮМЕНСКОГО СЕВЕРА..........................24
1.1. Методология исследования основных элементов культуры малочисленных народов Севера: языка, религии, традиций, обрядов..24
1.2. Теоретические аспекты изучения традиционного хозяйства как элемента культурных традиций.....................................40
1.3. Методология исследования влияния межэтнических взаимодействий
на культуру малочисленных народов Севера...........................77
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ
* КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА.....................92
2.1. Факторы, определяющие современное состояние материальной культуры коренных малочисленных народов Севера...................92
2.2. Духовная культура ханты и манси: природопользование, язык, религия, традиции, обряды, семейная политика по результатам социологических исследований....................................................108
2.3. Трансформация традиционных форм занятости в условиях социально-экономических изменений: социологический подход.......129
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА...................166
3.1. Диагностика социокультурной ситуации в условиях изменения социальных систем.................................................166
*
«
3.2. Роль межэтнических отношений и межэтнических браков для адаптационного развития в Ханты-Мансийском автономном округе:
по оценкам и мнениям аборигенов.................................199
3.3. Тенденции прогнозного развития традиционной культуры
коренных малочисленных народов Тюменского Севера................224
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................247
БИБЛИОГРАФИЯ....................................................252
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................281
#

область сосредоточения этнической специфики и количественно оценить ее долю у каждого этноса.
Следует отметить, что научная дифференциация и систематизация традиционно-бытовой культуры продолжает развиваться. Ряд исследователей отмечают недостаточность и условность выделения в культуре материальной, духовной и соционормативной сфер. Так, С.А.Арутюнов разделяет культуру «...на культуру первичного- производства, культуру жизнеобеспечения, соционормативную культуру и гуманитарную культуру», считаю последние две основными компонентами духовной культуры (см. следующий параграф). Н.А.Томилов предлагает пятисферную структуру культуры. - природно-средовая культура (а вней пласт экологической культуры), культура жизнеобеспечения, материальная, соционормативная и духовная сферы культуры. Понятие природно-средовой культуры вводится автором для охвата взаимоотношений этнических и этнографических (в целом историко-культурных) общностей с природной средой, которые составляют объект этнической экологии [281, С.40].
Авторская позиция более близка концепции Л.Н.Гумилева, согласно которой этнос - явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом. Различие между традиционным природопользованием коренных народов Севера и хозяйственной деятельностью современного общества в значительной степени связано с разными представлениями людей о природе и о месте в ней человека. Эти различия заключаются в том, что человека современной цивилизации окружает общество, а природа является окружающим его миром. Человека, принадлежащего к традиционной культуре, какими являются ханты, манси, ненцы и другие народы Севера, наследовавшего более • древние представления о мире, окружает природа и его жизнедеятельность тесно связана с природным комплексом.
Разрушение этой связи было вызвано переходом отношения «человек-природа» из области веры и поэтической интуиции в интеллектуальную
сферу. В рамках европейской культуры начало этого процесса отмечено в Древней Греции, а завершение - наблюдаем сегодня. Начиная с Возрождения и Нового времени, рациональная философия кладет в основу объективных знаний о мире разум человека, который постепенно делает себя мерилом всех вещей. В итоге формируется антропоцентрическая картина мира, и появляется принципиальная возможность абсолютного противопоставления человека природе, с переносом внимания на внешние проблемы приспособления окружающего мира к потребностям человека.
В результате взаимоотношений этнических общностей с природной средой и их действий в ней возникает целый слой культурных явлений (материальные объекты, нормы природопользования, этика взаимоотношений с природой и т.д.), комплекс которых можно обозначить природно-средовой культурой. Главный функциональный смысл природно-средовой культуры, по мнению Н.А.Томилова, - это удовлетворение потребностей людей в освоении природы, превращении ее части в природную среду и создании условий для функционирования культуры жизнеобеспечения, и других сфер культуры. Основная цель прирдно-средовой культуры — это сохранение и развитие (в том числе и изменение) природной среды для обеспечения жизнедеятельности этнических и этнографических общностей [281, С.41].
1.2. Теоретические аспекты изучения традиционного хозяйства как элемента культурных традиций
Проблемы выживания коренных малочисленных народов Севера, сохранения и развития традиционного образа жизни и экономики традиционного природопользования и соответствующих форм занятости этих народов в современном мире обсуждается международным сообществом более 50 лет. В нашей стране о таких проблемах ученые,