Ви є тут

Социокультурный анализ рекреационно-туристской сферы современной России : на примере Северо-Кавказского региона

Автор: 
Юдина Татьяна Александровна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2008
Артикул:
293752
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Методология социологии культуры в исследовании взаимодействия основных участников рекреативной коммуникации 16
1.1 Основы социологического анализа рекреативной сферы в культуре 16
1.2 Социальные и нравственные императивы мотивации массового отдых< 41
1.3 Трансляция стереотипов рекреативно ориентированного сознания средствами массовой коммуникации 66
Глава 2. Культурное значение рекреативности как института современного общества 89
2.1 Динамика рекреативносги в контексте стабилизационных установок социально-культурного развития 89
2.2 Духовно-нравственные ориентации в определении приоритетов массового отдыха и туризма 114
2.3 Социальные механизмы интеграции рекреативных ценностей региона с курортной специализацией 137
Глава 3. Социокультурная аргументация в рекреативной дифференциации массового сознания 154
3.1 Рекреативный компонент социальной реальности в массовой культуре 154
3.2 Социокульту рные ресурсы курортно-туристского региона 180
3.3 Стабилизационный потенциал дифференциации современной рекреативной сферы 197
Глава 4. Социологические проблемы обоснования рекреативных проектов 216
4.1 Региональная специфика в разработке стратегий развития массового отдыха и туризма 216
4.2 Социокультурная динамика конкурентоспособного управления курортно-туристским комплексом 236
4.3 Адаптационно-прогностический потенциал формирования рекреативного пространства в современной России 259
' Заключение 285
Примечания 296
Литература 310
Приложения 329
3
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития ту ристской индустрии и рекреативной сферы России, возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в социологии культуры. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются межкультурная коммуникация, инте1рация и регионализация. Выдвижение здоровья человека в число первоочередных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает необходимость развертывания соответствующих научных исследований, прежде всего - в социологии. Требуется глубокое изучение потенци&та рекреативного развитая и особенностей социокультурного маркетинга в развитии ту ристских предприятий.
Социология культуры в наибольшей степени обеспечивает формирование научных представлений о перспективных культурно-исторических этапах в развитии российского туризма, тесно связанного с мировой туристской индустрией. Научно ориентированные исследования свободного времени традиционно рассматривают досуг- в связи с трудовой деятельностью, с другими социальными элементами, институтами и отношениями. Реально действующая сфера рекреативности, как область видового разнообразия отдыха, помогает восстановить силы и трудоспособность человека, а соответственно - психофизиологические ресурсы общества. Рекреативность содействует рациональному использованию свободного времени человека, обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов. Говоря о социальном характере массового отдыха в целом, следует подчеркнуть, что главная его социальная функция -воспроизводящая, позволяющая обновить силы и внутренние ресурсы
33
обслуживание самой туристской индустрии и лишь косвенно - туристов и их агентов.
Таким образом, туристские услуги классифицируются по следующим основаниям:
• размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, санатории, ту ристские базы и т.д.);
• обеспечение ту ристов питанием (рестораны, кафе, бары);
• перемещение ту ристов (как по стране посещения, так и в ходе транзитного проезда но территории других стран различными видами пассажирског о транспорта);
• рекламные и сбытовые (т.е. услуги туристских фирм по разработке маршрутов путешествий, бронированию мест на транспорте и средствах размещения);
• экскурсионные (услуги переводчиков и экскурсоводов);
• удовлетворение культурных интересов (посещение театров, кино, концертных затов, музеев, выставок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и исторических заповедников, осмотр памятников истории и культуры, посещение фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий);
• удовлетворение деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, научных конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, участие в торговых мероприятиях как общего, так и специализированного назначения);
• контрольно-административные органы (пограничные,
таможенные, карантинные, валютные, полицейские службы, а также органы, оказывающие услуги по оформлению документации - виз, паспортов и т.д.);
• информационные службы (информация о туристских ресурсах того или иного региона земного шара, имеющихся там средствах
34
размещения, таможенных и пограничных формальностях и курсах валют стран посещения, видах фан спорта, маршрутах и пенах на него и т.д.);
• средства информации (газеты, журналы, книжные издательства);
• службы охраны природы, исторического и культу рного наследия;
• торговые предприятия как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.д.);
• страхование ту ристов и оказание им медицинской помощи;
• государственные туристские органы;
• иностранные юридические лица и общественные туристские организации.
Одновременно туристские услуги делятся на основные, дополнительные и сопутствующие.
Основные туристские услуги включены в тур и определяются договором на туристское обслуживание и путевкой. Обычно э го размещение, питание, транспортные и экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги оплачиваются в момент их потребления во время путешествия или в месте пребывания. К ним могут относиться дополнительные экскурсии, физкультурно-оздоровительные, медицинские услуги, культурно-зрелищные мероприятия.
Сопутствующие услуги включают обеспечение сувенирами, торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание, услуги специальных видов связи и т.д.
Четкой границы между дополнительными и сопутствующими услугами не существует.
Разработкой и организацией туристских продуктов занимаются два вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты.