Оглавление
Введение.................................................................3
Глава 1. Теоретические вопросы исследования социокультурных аспектов правового образования в российском
обществе.........................................................14
1.1 Феномен правового образования как основы
правовой культуры...........................................14
1.2 Единство взаимосвязи правового образования и
правовой культуры...........................................46
1.3 Влияние правового сознания на уровень социокультурной
ситуации в обществе.........................................61
Глава 2. Аксиологическое осмысление правовой культуры в
российском обществе............................................72
2.1 Право - как культурная традиция..............................72
2.2 Система ценностей правовой культуры в
современном социуме.........................................84
2.3 Правовое образование в социокультурном контексте в Северо-Кавказском регионе: опыт и перспективы
(на материалах Краснодарского края)........................123
Заключение............................................................141
Список использованной литературы.......................................144
Введение
Актуальность диссертационного исследования.
Переживаемый Россией период глубоких общественных перемен (конец XX - начало XXI вв.) в разное время называли «ускорением», «перестройкой», «революцией», «радикальными реформами», «модернизаторскими реформами», «переходом» часто без указания от чего к чему. И только в последние годы было найдено понятие, наиболее адекватно, с нашей точки зрения выражающее суть и особенности происходящего в России процесса - понятие «социальной трансформации общества», то есть быстрое изменение социальной природы, или социального типа общества, не связанная со сменой правящей элиты.1 Процесс социальной трансформации является скорее стихийным, чем планируемым и управляемым.2 Именно в такие периоды «расшатывается» общественная мораль, происходят определённые изменения правовых отношений и тем самым сам процесс становления социальной направленности личности исторически обусловлен, так как не существует «общечеловеческих ценностей» как таковых «самих по себе»: они всегда определены и в общественном сознании, и в сознании индивидуальном конкретно-исторически и потому должны быть соотнесены и оценены в аспекте взаимодействия категорий нравственность - мораль -право на конкретном этапе исторического развития.3
Наиболее значимым социально-правовым аспектом в этой области преобразований являются: престиж образования, солидарность личности с принимаемыми законами; правовая социализация личности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права.
1 Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. - М.: «Дело», 2000. С.445.
2 Там же.
3 Гончаров Н.В. Ценностные ориентации молодёжи в сфере правового сознания в посттоталитарном обществе. - Краснодар - Москва, 1997. С.З.
Научная и практическая значимость диссертационного
исследовании
Полученные результаты имеют теоретическую, практическую и мировоззренческую значимость и направлены на решение проблемы оптимизации социокультурной проблемы формирования правового образования в российском обществе. Основные положения и выводы могут быть использованы: при разработке общей концепции права; при подготовке разного рода стратегических прогнозных документов для решения социальных проблем и формировании приоритетных направлений в исследовании правового образования в практике государственных органов, в системе повышения квалификации работников государственных служб и социальной сферы.
Апробация результатов исследования. *
Содержание диссертационной работы апробировано на ряде научных конференций различного уровня. Сформулированные в диссертации: теоретические положения, предлагаемые методические приёмы и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе., прикладных социологических исследований, проведённых автором в 2004-2005г.г. Результаты исследования внедрены в практику подготовки специалистов в рамках изучения курса социологии в филиале АГУ г. Белореченска. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и философии Адыгейского государственного университета в 2006 г. По теме диссертационной работы опубликовано 5 статей общим объёмом 2,5 печатных листа
Объём и структура работы.
Цель и специфика исследовательской проблемы определили логику решения основных задач и общую структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка использованной литературы. Основной текст диссертации изложен на 147 страницах.
Глава 1.
Теоретические вопросы исследования социокультурных
аспектов правового образования в российском обществе.
1.1 Феномен правового образования как основы правовой культуры.
Дискуссии о характере и тенденциях преобразований, совершающихся в России с 90-х годов XX столетия, продолжаются. С каждым годом их участники вовлекают в анализ новые эмпирические данные и используют различные теоретико-методологические подходы, а чаще - как взаимодополнительные. Полученные результаты влияют на общественное мнение, а также косвенно на принятие решений государственными органами. В научном сообществе страны сформировались определённые группы учёных, с той или иной регулярностью дебатирующие результаты таких исследований. Например, в Москве авторитетные специалисты, представляющие разнообразный спектр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ежемесячно встречаются на
заседаниях Научно-координационного совета, председателем которого является вице-президент РАН, академик В.Н.Кудрявцев: предметом
обсуждений становятся наиболее значимые результаты, получаемые ведущими научными учреждениями страны. Московская высшая школа социальных и экономических наук, её Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр) семь лет подряд проводит
международный симпозиум “Куда идёт Россия?...” под председательством академика Т.И.Заславской; тема симпозиума каждый год конкретизируется, а его материалы публикуются в одноимённых сборниках.
Аналогичная работа ведётся во многих институтах. Так, широкий интерес вызывают дискуссии по актуальным философским и
социально-политическим проблемам в Институте философии РАН,
- Київ+380960830922