Ви є тут

Организационная культура высшего учебного заведения в современной России

Автор: 
Ханевич Анна Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295842
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ................................15
1.1. Организационная культура как объект социологического исследования.....................................................15
1.2. Организационная культура высшего учебного заведения: структурнофункциональный анализ...................................44
1.3. Методы и методики изучения организационной культуры в исследовательской практике.......................................72
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА. ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОУ ВПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)...........................97
2.1. Репрезентативный уровень организационной культуры профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»............................................97
2.2. Базисный уровень организационной культуры профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»...........................................121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................143
ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................161
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется гем, что в ситуации глобализирующегося мира, политической, экономической и культурной интеграции национальные компании, организации и корпорации в целях повышения своей конкурентоспособности вынуждены или быстро адаптироваться к универсальным нормам ведения дел, или продвигать и отстаивать свою социокультурную специфику, проявляющуюся в организационной культуре, которая становится эффективным средством сохранения целостности компаний, позволяющим им успешно противостоять мощным факторам дезинтеграции - децентрализации и сокращению штатов. Выявление общемировых тенденций в формировании и функционировании организационной культуры и определение се национальной специфики в целях интенсификации производственного процесса в рамках компаний и организаций делает тему диссертационного исследования актуальной.
Современная высшая школа представляет собой сферу производства профессиональных кадров, способных обеспечить развитие постиндустриального общества, в которой организационная культура является важным фактором эффективного функционирования производственного процесса, что актуализирует изучение данной темы.
Современная Россия стоит на пороге вхождения в общеевропейское образовательное пространство, представляющее собой высоко конкурентный рынок образовательных услуг, лидеры которого имеют свою особую организационную культуру, выделяющую высшее учебное заведение из множества подобных и делающую его конкурентоспособным. Значимость изучения организационной культуры высших учебных заведений обусловлена ее влиянием на нормы поведения и ценности людей, включенных в образовательное пространство вуза.; ...
Высшее образование в России приобретает рыночный характер, в связи с чем задачи развития науки и образования приводятся в соответствие с потребностями современной социокультурной и экономической ситуации.
3
нем приобщенности к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей»1. В широком смысле культура это «социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности»2.
A.A. Радугин характеризует культуру через понятие «смысл»: «Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ!,I бытия и мироощущения людей»3.
Э.А. Капитонов представляет культуру следующим образом: «В целом культура (...) выступает как качественное состояние социальных явлений (духовных и материальных), возникающих в обществе, которое не встречается в природе и регулируется биологическими инстинктами. Она является системой характерных образов, мыслей, представлений, знаний, ценностей, действий и образцов поведения, организации жизни, несущей на себе отпечаток конкретного общества, социальных общностей и групп, отдельной личности»1.
Системное определение культуры дает Ф.И. Мишошев: «культура - это а) совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека (цивилизация); б) сфера духовной жизнедеятельности общества, включающая науку, систему образования, воспитания, духовного творчества; в) уровень овла-
1 Гвишиани Д. М. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1989 - С. 73.
2 Там же. - С. 74.
3 Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. A.A. Радугин. - М.: Центр, 2003.-С. 14.
4 Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - С. 266.
16
дения той или иной областью знаний или деятельности; г) формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания и образования1».
Проанализировав более пятисот определений данной категории, американские культурные антропологи Л. Кребер и С. Клакхон2 дали следующее определение культуры: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности групп людей, включая ее воплощение в средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся и акцентуированные) идеи, особенно те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой -как се регуляторы». Ими же была проведена типологизация определений культуры, все множество которых А. Кребер и К. Клакхон разделили на шесть типов:
- описательные определения, интерпретирующие культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований;
- исторические определения, связывающие культуру с традициями и социальным наследием общества;
- нормативные определения, рассматривающие культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение;
- психологические определения, представляющие культуру как совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни;
- структурные определения, представляющие культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов;
1 Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект,2004.-С. 263-264.
2 Kroebcr A., Kluckholn С. Culture: a critical review of concepts and definitions // Cambridge, MA: Peabody Museum. - 1952. - Vol. 47. - № 1. - P. 96-97.
17