«
Содержание:
Глава 1. Теоретико-методологические основы, методика и техника
исследования организационной культуры бизнес-организаций...........18
1.1. Организационная культура как научная проблема: теоретикометодологические основания анализа ............................18
^ 1.2. Особенности развития современных бизнес-организаций 57
1.3. Методика и техника социологического исследования организационной культуры бизнес-организаций.....................75
Глава И. Особенности организационной культуры российских и американских бизнес-организаций рубежа ХХ-ХХ1 веков (на примере анализа данных экспертного опроса руководителей среднего звена малого и среднего бизнеса)................................................91
2.1. Основные характеристики организационной культуры организаций малого и среднего бизнеса в России..................91
* 2.2. Основные характеристики организационной культуры малого и
среднего бизнеса США...........................................113
23. Особенности организационной культуры малого и среднего бизнеса в России и США рубежа XX-XXI веков (опыт сравнительного анализа экспертных оценок)......................126
Заключение...................................................... 144
Библиографический список..........................................152
* Приложение.......................................................166
*
2
Введение
Актуальность темы диссертационной работы
Диссертационная работа посвящена актуальной и важной проблеме-исследованию особенностей организационной культуры современных бизнес-организаций. В настоящее время, как среди отечественных, так и зарубежных авторов интерес к проблемам организационной культуры остается неизменно высоким, что обусловлено признанием важности данного феномена для существования и эффективного развития организаций различных сфер деятельности.
Исследование организационной культуры способствует формированию объективной оценки многих процессов, происходящих в организации, объединяющих представителей различных субкультурных и профессиональных групп. Необходимо отметить, что организационная культура, являясь частью организации, испытывает на себе влияние множества внешних факторов, таких как развитие технологии, экономические и социально-политические изменения в обществе, особенности национальной культуры, движения гуманитарного характера.
Организационная культура оказывает существенное воздействие на различные аспекты функционирования организации, при этом она может как задерживать развитие, так и стимулировать его, что определяется как характеристиками самой культуры, так и ситуациями и целями, в контексте которых она проявляется. Определение того, какой тип организационной культуры является более адекватным целям и структуре определенной организации - одна из сложных и пока нерешенных исследовательских задач.
Важным условием эффективного развития бизнес-организаций в современном мире является установление международных контактов, при этом информация об особенностях организационной культуры может
Апробация работы:
Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на всероссийском научно-методическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (г.Барнаул, 2003г.), на научной конференции «Молодежь-Барнаулу» (г.Барнаул, 2003г.), на XXV научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов АлтГУ (г.Барнаул, 2004г.), международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004» (г.Москва, 2004г.), отражены в шести публикациях, общим объемом 1,75 п.л.; результаты исследования изложены в аналитической записке для комитета по работе с предпринимателями Администрации Алтайского края.
Основные положения и результаты отражены в статьях и публикациях:
1. Вараксина Н.В. Малый и средний бизнес: проблемы управленческой этики в кросскультурном контексте // Сибирский социологический вестник. 2003. №2. С. 244-252. 0,4 п.л.
2. Вараксина Н.В. Социокультурные особенности формирования имиджа современного предпринимателя //Сборник материалов всероссийского научно-методического симпозиума «Перспективы развития межрегионального образовательного пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов». Барнаул, 2003. С. 439-444. 0,4 п.л.
3. Вараксина Н.В. Социологический анализ кросскультурных особенностей управленческой этики в предпринимательской среде
// Изв. Алт. гос. ун-та. 2004. №2. С. 102-107. 0,4 п.л.
4. Вараксина Н.В. Особенности управленческой этики менеджеров малого и среднего бизнеса (по материалам российско-американского исследования) // Сборник тезисов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004» Том 3. Москва, 2004. С.225-227. 0,2п.л.
5. Вараксина Н.В. Феномен «whistleblowing» в системе
управленческой этики предпринимателя // Сборник материалов 111 Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы исполнения экологического и земельного законодательства в РФ» секция «Роль государства и общества в развитии малого и среднего бизнеса в России». Пенза, 2004. С.34-36. 0,2 п.л.
6. Вараксина Н.В. Социокультурные особенности имиджа
современного предпринимателя // Сборник тезисов V научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь -Барнаулу». Барнаул, 2004. с.64-65. 0,15 п.л.
Структура и объем работы:
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Основное содержание
диссертационной работы представлено на 165 страницах, библиографический список состоит из 207 наименований работ, в т.ч. 43 на английском языке.
17
- Київ+380960830922