Ви є тут

Социокультурные технологии трансляции информационных знаний

Автор: 
Федулов Валерий Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений.................................................4
Введение..........................................................5
Глава 1. Социальное функционирование информации в
обществе и информационная культура личности............29
1.1. Динамика формирования и социокультурная сущность информационной культуры личности в информационном обществе......................................29
1.2. Основные составляющие области знаний информационной культуры личности и их социальное значение для развития общества....................50
1.3. Факторы социального воздействия на формирование и развитие информационной
культуры у руководителей здравоохранения...............71
Глава 2. Социально-культурные технологии в процессе усовершенствования информационной культуры у руководящих кадров здравоохранения...............................97
2.1. Структура и формы социального воздействия на информационную культуру руководителей здравоохранения..............................................97
2.2 Методы использования социокультурных технологий трансляции знаний в процессе усовершенствования информационной культуры..................123
2.3 Анализ состояния и динамика развития информационной культуры у руководителей здравоохранения в процессе социального воздействия.................................................159
Заключение....................
Библиографическое приложение Приложение....................
18
Фундаментальным понятием в области знаний информационной культуры является - информация, определяемая как «сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством». В социологии, рассматривая смысловое понятие информации, как некоторой субстанция или социального ресурса, неизбежно подходишь к вопросу от определения её свойств и форм к изучению социальной сущности информации. Такая социальная сущность информации проявляется в её характерных критериях, таких как достоверность, полезность, эффективность, нерасходуемосгь (в отличие от материального ресурса) и т.д. Для руководителей в социально-значимой сфере общества, каким является здравоохранение, особенно важно умение реально соблюсти в своей практической деятельности все характерные информационные признаки, т.к. от этого, в конечном итоге, зависит качество их работы. Поэтому, руководителю здравоохранения необходимо обладать таким уровнем информационной культуры, который позволит ему использовать информационную среду для решения социально-значимых задач в его практической деятельности.
Таким образом, изучение информационной культуры личности, её социальной значимости и роли в обществе невозможно без многогранного изучения понятия «информация». В свою очередь изучение понятия «информация» и всего, что с ним связано невозможно без информатики - как отрасли знаний, изучающей общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы её создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности. Поэтому, в контексте данного исследования, возникает необходимость анализа основных компонент информатики как составляющих область знаний информационной культуры личности и их социальное значение для развития общества. Основные социокультурные аспекты информатики в направлении информатизации общества отражаются лозунгом, выдвинутым ЮНЕСКО - «От компьютерной грамотности к информационной культуре личности».
Переход к информационному обществу возможен только при интенсивном развитии информатизации во всех сферах человеческой деятельности, в том
19
числе в здравоохранении. Социальная значимость понятия
«информатизация» определяется процессом создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информирования всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе. Исходя из этого, информатизация становится социально значимым элементом общества, являясь не просто технической компьютеризацией человеческой деятельности, а его образом жизни, направленным на качественное удовлетворение информационных потребностей, необходимых для цивилизованного существования современного общества.
Одной из составляющих социально-культурного процесса информатизации общества является понятие «информационная система» - как человеко-машинная система, использующая компьютерную информационную технологию для производства информационных продуктов с целью поддержки принятия необходимых решений. Таким образом, еще одной составляющей знания информационной культуры личности определяется понятие «информационные технологии», заключающееся в знании как использовать аппаратно-программные технологии сбора, хранения, передачи и обработки данных.
Социальная сущность процесса функционирования информации в информационных системах, существующих в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в здравоохранении, заключается в получении общественно-необходимого информационного продукта, предназначенного для улучшения качества жизни. Исходя из этого, информационное общество можно представить как некую динамическую систему, основной движущей материей которой является информация. Причем, информационный ресурс, в отличие от постоянно уменьшающегося в процессе потребления материального ресурса -нефти, газа и т.п., является накапливаемой и постоянно воспроизводимой составляющей информационной системы. В свою очередь, в любой общественно-значимой информационной системе наблюдается главенствующая