*
?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 3
1. Теоретико-методологические основания изучения гражданской
культу ры учащейся молодежи.................................... 12
1.1. Гражданская культура как социальный феномен................... 12
1.2. Специфика гражданской культуры учащейся молодежи.............. 43
I
2. Современное состояние гражданской культуры учащейся молодежи
и факторы ее формирования....................................... 69
2.1. Особенности гражданской культуры учащейся молодежи в современных условиях............................................ 69
2.2. Факторы формирования и типы гражданской культуры учащейся молодежи....................................................... 107
Заключение......................................................... 136
Список использованной литературы................................... 146
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Системный кризис в современной России ведет к преобразованию всех подсистем общества. В условиях социальной трансформации современного российского общества, реформы системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социокультурной преемственности, усложняется процесс адаптации молодежи, поиска ею социально приемлемых и оптимальных форм поведения, самореализации и самоутверждения. Возникают новые проблемы с формированием гражданской культуры молодежи в нашей стране. Приоритетами государственных интересов и всего общества в отношении учащейся молодежи еще не стали воспитание и формирование гражданина, патриота, труженика, активно участвующего в жизни общества, реализующего свои знания, умения, способности для превращения России в одну из самых развитых стран мира. Состояние неустойчивости, переходности, кризисности общественного развития меняет формы и механизмы формирования гражданской культуры молодых людей, обуславливает необходимость изучения ее особенностей, факторов, противоречий, требующих своего разрешения на основе социологических исследований.
Изучение гражданской культуры учащейся молодежи важно, прежде всего, именно с социологической точки зрения. В работах отечественных и зарубежных ученых рассматривается гражданская культура в целом как особый социальный феномен. Также изучается гражданская культура различных социальных групп молодежи с использованием различных теоретикометодологических подходов. Однако работ, посвященных социологическому изучению гражданской культуры учащейся молодежи на современном этапе реформирования страны, явно недостаточно.
Выделяются следующие противоречия, требующие социологического анализа:
Противоречие между потребностью социума в формировании зрелой гражданской культуры у учащейся молодежи и теоретической не
3
дальнейшем рассмотреть структуру гражданской культуры как подсистему общей культуры не только в ходе теоретического анализа, но и оперировать данной структурой во время конкретного социологического исследования. Содержание когнитивного блока культуры составляют знания, умения, навыки, ценности. В поведенческий блок культуры входят нормы, правила как устойчивые требования социальной общности к качеству деятельности и поведению членов этой общности. В институциональный блок входят социальные институты культуры, такие, как образование, наука, право, религия, мораль, искусство25.
Важным элементом теоретико-методологического анализа гражданской культуры является рассмотрение данного понятия в системе родственных категорий: культуры (общей культуры), политической культуры. В рамках нашего исследования такой анализ необходим.
Понятие культуры - родовое по отношению ко всем остальным. Поскольку источником культуры является общественная практика, включающая в себя различные виды социальной деятельности, то культура и ее виды соотносятся между собой как целое и части, имеют черты сходства и различия.
Гражданскую культуру мы рассматриваем как особый вид, подсистему общей культуры. Как элемент большей по масштабам системы гражданская культура обладает по отношению к ней структурным подобием. В содержательном плане понятие общей культуры значительно шире, поскольку богатство культуры образуется различными типами культур. Стержнем, объединяющим общую и гражданскую культуру, являются общечеловеческие ценности и нормы. Они лежат в основе культуры любой социальной общности. В свою очередь, в гражданской культуре содержатся специфические ценности и нормы. Но следует отметить, что гражданские ценности и нормы согласованы с общечеловеческими ценностями и нормами, что определяет характер соотношения общей и гражданской культуры. Субъектом той или иной культуры выступают все человечество, конкретное общество, социальная группа, личность. Между общей и гражданской культурой не существует
25 См.: Коган Л.Н. Социология культуры. - Екатеринбург Изд-во Ур1"У. - 1992. - С. 9-10.
16
жестких границ. Они находятся в процессе двухстороннего обмена. Часть знаний, ценностей, норм, выработанных гражданской культурой может стать достоянием обшей культуры. И наоборот, культура общества воздействует на формирование и развитие гражданской культуры, транслируя в нее новые знания, ценности, нормы.
В исследованиях, посвященных гражданской культуре, понятие «гражданская культура» часто употребляется наряду с понятием «политическая культура». Так, по мнению А.П. Кочеткова, гражданская культура более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов различных социальных групп гражданской сферы общественной жизни26. Гражданская культура рассматривается им как отражение всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие указывает на уровень осознания индивидом социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Мы разделяем точку зрения
А.П. Кочеткова в том, что гражданская культура включает в себя всю совокупность ценностных ориентаций и норм в различных сферах жизнедеятельности человека, характеризует его участие не только в политике, в жизни общества и государства в целом. А. Соловьев также выступает против сведения гражданской культуры к явлениям политического порядка. Он отмечает, что политика не является всеобъемлющей сферой общественной жизни. Поэтому политическое измерение отношений государства и личности способно объяснить лишь небольшую часть социокультурных установок, а политическая целесообразность не может исчерпать всего многообразия гражданской жизни27. Таким образом, А. Соловьев характеризует гражданскую культуру как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства. Данная парадигма рассматривает эти
26 Кочетков Л.П. О формировании гражданского общества// Социально-политические науки. - 1992. - № I.
- С. 20.
27 Соловьев А. Культура гражданственности. К но ион парадигме // Свободная мысль. - 1992. - № 7. - С. 67.
17
- Київ+380960830922