Ви є тут

Реклама в системе факторов формирования правовой культуры личности

Автор: 
Титова Елена Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
300633
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................3
1. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой культуры
личности............................................................10
1.1. Специфика формирования личности в процессе социализации........10
1.2. Культура личности как основа социализации. Особенности правовой культуры личности...................................................34
1.3. Факторы формирования правовой культуры личности на современном этапе развития России...............................................61
2. Социологический анализ роли рекламы в формировании правовой культуры личности...............................................84
2.1. Современная реклама и тенденции ее развития в России. Влияние рекламы на формирование правовой культуры личности..............84
2.2. Социологический анализ роли рекламы в формировании правовой
культуры личности: модель и механизм влияния...................131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................175
ЛИТЕРАТУРА......................................................179
ПРИЛОЖЕНИЯ
199
Введение.
На современном этапе развития России проблема формирования правовой культуры становится все более актуальной. Представители органов власти и управления Российской Федерации подчеркивают, что важную роль в росте преступности в стране играет невысокий уровень правовой культуры граждан. Отмечая необходимость ее повышения, президент РФ Д. Медведев считает, что «главное в правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону, видеть в этом свой непосредственный интерес». [43]
Произошедшие в последние годы преобразования в политической, экономической, социальной и духовной сферах России привели к росту правового нигилизма, который, прежде всего, проявился в отрицании правовых ценностей, в неуважительном отношении к законам и нормативному порядку. Одними из важнейших примеров невысокого уровня правовой культуры россиян является как отсутствие доверия, так и негативное отношение граждан- России к системе правоохранительных органов и средствам правового регулирования нашей страны. По результатам опроса, проводившегося Аналитическим центром Ю. Левады в 2007 году, 73% россиян не доверяют милиции, 55% - судам и 54% прокуратуре. Все эти цифры практически не изменились в сравнении с аналогичным опросом, проходившем в 2001 году, [196] что- свидетельствует об отсутствии положительной динамики этого процесса.
Проблема роста правового нигилизма наиболее актуальна в молодежной среде. Статистика уголовных преступлений показывает, что около половины из них совершает молодежь (в возрасте от 14 до 29 лет). [177] Современные молодые люди стремятся к быстрому улучшению уровня благосостояния, составляющими которого являются богатства и жизненный успех, они зачастую выбирают наиболее легкие и быстрые способы обогащения - мошенничество, ограбление, убийство и пр. Все это вытекает из того, что молодые россияне в большей мере наиболее важными считают
18
правомерной данную точку зрения ученого, который подчеркивает: «для большинства человечества, высшая природа человека непостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры». [209, с. 418] Таким образом, для формирования правовой культуры личности достаточно важным, но не единственным условием является, прежде всего, удовлетворение физиологических потребностей индивида.
При многократной реализации личностью определенной высшей (социальной) потребности в одной и той же ситуации возникает социальная установка. Ее В.Г. Немировский характеризует как устойчивое внутреннее отношение человека по отношению к имевшей место быть ситуации и готовности действовать аналогичным образом при ее повторении. [141, с. 115] Наиболее важные и устойчивые социальные установки формируют ценностные ориентации личности, содержанием которых являются мировоззренческие и нравственные убеждения человека, принципы его поведения, глубокие эмоциональные привязанности. Ценности задают критерии,, посредством которых личность оценивает события, предметы и людей-по их относительным-достоинствам (красоте, моральным качествам): В.Л. Казимирчук и В:Н: Кудрявцев В'.Н; определяют ценность как-явление, идею или институт, действительные или воображаемые предметы, в-отношении которых индивид или социальные группы испытывают уважение, а также приписывают важную роль в своей жизни, а стремление к их достижению- ощущают как необходимость, обязанность. [77, с. 122] Например, для одних членов общества наибольшее значение имеют материальные ценности (деньги, богатство), для других важнее определенная идеология, для третьих - честь и достоинство и т.д. Различные типы ценностей подчеркивает Э. Дюркгейм: «одно дело - экономическая ценность, другое - ценности нравственные, религиозные, эстетические, метафизические». [65, с. 109 - 113]
Таким образом, ценности задают направление, в котором будет формироваться, а в последующем развиваться личность. Так, например, от
19
ценности права и его престижа в обществе зависит и особенность формирования правовой культуры личности. При этом важно отметить, что, как правило, на определенном этапе развития общества превалируют конкретные ценности. Данное положение подтверждается теоретическими концепциями В.Л. Казимирчука и В.Н. Кудрявцева В.Н., которые подчеркивают, что в любом обществе существует определенный набор представлений, позиций и ценностей, разделяемых большинством его членов. [77, с. 107]
Несмотря на то, что ценности носят абстрактный характер, они оказывают значительное мотивационное воздействие на поведение человека, которое совершается индивидом осознанно и направлено на достижение определенной цели. Ориентируясь на конкретную цель, человек выбирает из множества средств те, которые подходят ему в определенной ситуации с учетом их одобрения (неодобрения), в соответствии с принятыми в обществе нормами и ценностями. Таким образом, причиной и механизмом сознательного и целенаправленного поведения личности по достижению своих целей является мотивация. Используя данный аспект, реклама, может влиять на правовую активность личности, формируя тем самым.ее правовую культуру.
Таким образом, анализируя^ структуру личности, можно заключить, что она представляет собой совокупность устойчивых связей между обозначенными выше элементами в процессе формирования личности. Так, исследователи Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н., рассматривая данный вопрос, заключают, что «личность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей его жизни и деятельности». [64, с. 190] Диссертант считает правомерной такую точку зрения, полагая, что человек в результате взаимодействия с его окружением, усваивает нормы поведения, социокультурные ценности, нравственные, правовые понятия и представления.