Ви є тут

Ценностные факторы оптимизации процесса социокультурной адаптации : По материалам промышленных предприятий Республики Татарстан

Автор: 
Фатыхов Рустэм Гумерович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
277169
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
....3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1. Понятие ценностной, социокультурной адаптации.13
1.2. Взаимосвязь экономических условий и духовных факторов при социокультурной адаптации на промышленных предприятиях Республики Татарстан........................39
ГЛАВА И. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕД-IГРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
2.1. Условия формирования современной системы подготовки профессиональных кадров.................................84
2.2. Социально-институциональные ориентации работников промышленных предприятий в процессе профессионального образования .............................................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................145
ПРИЛОЖЕНИЯ
161
Б К Е Д Е Н И Е
3
Актуальность темы неслс.ювания. Глубинные, широкомасштабные перемены, происходящие в политической, социально-экономической, культурной сферах российского общества требуют постоянного научного анализа, определения объективных критериев оценки реальных фактов, характеризующих состояние личности. Значимость проблемы социокультурной адаптации личности, мобилизации резервов ее деловой и социальной активности для сегодняшней социальной практики превращает ее в одну из главных задач современного этапа развития общества. Реализация данной задачи предполагает создание условий для актуализации социально-культурных потребностей людей и соединения их с факторами и объектами адаптации, то есть формирование условий для осуществления их социальной деятельности во всех сферах общества, для превращения этих условий в один из факторов социализации.
Как отмечается в литературе, актуализация и социокультурная адаптация личности, создание более эффективных форм ее организации, соответствующее определение общественного интереса невозможны без развития и самоформирования людей, осуществляемых посредством активизации их индивидуальной инициативы, приведения в действие их интересов, которые ими самими же определяются и выражаются.
Социокультурная адаптация человека приобретается и проявляется посредством его индивидуального творчества, предприимчивости, самостоятельности и ответственности, реальные факторы и стимулы которых возникают в процессе созидания и действия соответствующих форм социальной организации и коллективной деятельности. Эта адаптация может, на наш взгляд, представлять собой способ разрешения противоречия между определенными инновационными формами и социокультурными особенностями индивида, такими, как трудовая и социальная активность, ценностные ориентации, установки и т. д., так как известно, что действия
19
как бы лишается смысла, фрагментарностью особенных интересов, с одной стороны, и стремлением человека к неким высшим ценностям, благодаря которым жизнь его обретает смысл и наполняется всеобщим содержанием, с другой стороны. Это психологическое и культурное напряжение и составляет главное основание религиозного поиска, размышлений о смысле бытия, о судьбе человека, о греховности повседневных побуждений и потребности в спасении.
Специфической формой ценностей выступают общественные идеалы, т. е. представления о том, какими должны быть в обществе общественные отношения, человек. В идеалах выражена цель деятельности, общественного движения. Выражая перспективные цели, они выполняют связующую функцию между настоящим и будущим.
Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование индивидуальных ценностей, которые также являются элементами социокультурного поведения личности.
В соответствии с общественными и индивидуальными ценностями человек оценивает окружающую действительность, свои и другие поступки и действия. Таким образом, ценности выступают критерием такой оценки. Ценности дополняют и обогащают мотивацию трудовой деятельности, возвышая ее. В процессе труда работник мотивирует свое поведение не только потребностями и интересами, но и принятой системой ценностей. Если предполагаемое действие не находит оправдания в системе общественных и личных ценностей, то оно может не совершиться. Гак, до определенного времени в нашей стране не была общепринятой ценность индивидуальной трудовой деятельности. Несмотря на существование у многих граждан потребностей в повышении своего материального благосостояния и отсюда интереса к индивидуальной деятельности как средству реализации потребностей, ею либо не занимались, либо занимались скрыто. Точно также недооценивалась ориентация люден на творческий груд, слабо использовали последний в качестве стимула.
Таким образом, в социологии духовной жизни ценностная мотива-
20
ция соединяет реальную действительность с общепринятыми ценностями, а также с идеалами группы, класса, общества. Кроме того, ценностная мотивация способствует формированию новых ценностей. 11ринятие труда как ценности-цели приводит к необходимости принятия тех ценностей, которые позволяют реализоваться труду, всей системе ценностей трудового образа жизни.
I (сведение работника, ею мотивация обусловливаются не только системой ценностей общества, коллектива, но и социальными нормами — стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения.
Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, работника, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысление. Так, если ценностью считается труд содержательный, разнообразный, творческий, то нормой будет поиск такого места, которое предоставляет соответствующую работу.
Воздействие на трудовое поведение социальных ценностей и норм образует сферу ценностно-нормативного регу лирования.
Проблема совершенствования социально-трудовых отношений является сегодня одной из важнейших для российского общества. От ее решения во многом зависит возрождение экономики и преодоление бедности как массового социального явления. По существу, речь идет об использовании огромных потенциальных возможностей, заключенных в человеческих ресурсах. На наш взгляд, сегодня общество не реализует эти возможности.
Только каждый четвертый из опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения весной 1997 года считает, что благополучие человека зависит от самого человека, тогда как 2/3 думают, что оно определяется тем. как устроено общество. При этом более 2/3 из числа опрошенных полагают, что в новых экономических условиях они не получили возможности повысить свои доходы, заработки.
Реалии российской действительности во многом обусловлены недо-