2
Оглавление
Введение........................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения профессиональной культуры педагогов высшей школы........................ 11
1.1. Профессиональная культура как социальный феномен.......... 11
1.2. Специфика педагогической деятельности и профессиональной культуры педагогов высшей школы......................... 43
Глава II. Современное состояние профессиональной культуры педагогов
высшей школы и факторы ее формирования.....................' 76
2.1. Особенности профессиональной культуры педагогов высшей школы в современных условиях............................ 76
2.2. Факторы формирования и типы профессиональной культуры педагогов высшей школы.......................................... 107
Заключение.......................................................... 142
Библиографический список использованной литературы................. 150
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Реформирование высшего профессионального образования в последнее время является объектом пристального внимания практически всех социальных наук. Это связано, в первую очередь, с тем, что основной целью высшего образования является не только качественная подготовка сиециалиста-профессионала, но и обеспечение возможностей для его постоянного саморазвития на основе требований современного научно-технического прогресса. С вступлением России в Болонский процесс происходит переосмысление общественной ценности и определение качества деятельности такой социально-профессиональной группы, как педагоги высшей школы.
Высшее профессиональное образование имело огромное значение для российского общества, начиная с середины XVIII века. Преподаватели вузов во все времена были не только субъектами профессиональной деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов, но и активными участниками происходящих в стране политических, социокультурных процессов и перемен. При этом фактором, непосредственно влияющим на формирование ценностей, выработку ориентиров, принципов поведения и деятельности педагогов высшей школы, выступает их профессиональная культура.
В современной России, впервые за всю историю развития высшего образования, сложилась парадоксальная ситуация: при всей его необходимости наблюдается снижение престижа профессии преподавателя вуза, в частности, обусловленное изменениями в содержании ценностей образования в целом, недостаточным уровнем профессиональной подготовки и крайне низким уровнем материального благосостояния педагогов высшей школы. Несоответствие требованиям научно-технического и социального развития ортнизации финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования повлекло за собой негативные последствия в сфере кадрового обеспечения высшего профессионального образования, среди
15
подсистема культуры. Как элемент большей по масштабам системы профессиональная культура обладает по отношению к ней структурным подобием. Одни элементы профессиональной культуры можно соотнести, например, с материальной (условие труда и др.), другие - с духовной культурой (профессиональные знания), хотя такое деление, на наш взгляд, весьма условно.
В содержательном плане понятие общей культуры значительно шире, так как богатство культуры в целом образуется различными типами профессиональных культур. Стержнем, объединяющим общую и профессиональную культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности. Они лежат в основе культуры любой социальной общности, а преломленные через особенности профессиональной деятельности составляют ядро культуры данной социально-профессиональной группы.
В свою очередь, в профессиональной культуре содержатся специфические ценности и нормы, разделяемые только представителями профессии. Профессиональные ценности и нормы могут быть согласованы с общечеловеческими, а могут и противоречить им. Данное обстоятельно определяет характер соотношения общей и профессиональной культуры. В том случае, если значимость профессиональных ценностей для субъекта деятельности превышает значение общечеловеческих, профессиональные интересы реализуются в ущерб общественным, то профессиональная культура приобретает статус контркультуры по отношению к культуре как целому.
На наш взгляд, профессиональная культура в большей степени представляет собой механизм принуждения, нежели общая культура. Это связано, прежде всего, с тем, что она ориентирует личность на достижение профессиональных целей, и в этом смысле она ограничивает проявление индивидуального творчества рамками профессиональных целей, норм и ценностей. В данном случае человек способен творить, ио в рамках своей социально-профессиональной группы. Наличие такого же механизма можно отметить и на уровне общей культуры. Но в силу несравнимо большего охвата явлений и сфер (искусство, религия, мораль, политика и др.) общей культурой,
она предоставляет человеку намного больше возможностей для саморазвития, самореализации и творчества.
Кроме рассмотренных нами различий в содержательном плане общая и профессиональная культуры имеют разграничение и по субъекту. Б качестве носителя обшей культуры может выступать конкретное общество, в котором она функционирует и развивается. И в этом случае мы говорим о культуре общества, например, культура советского периода, культура Античности (подразумевая культуру древнегреческого и римского общества). Носителем общей культуры могут являться социальная группа или личность. Что касается субъекта, носителя профессиональной культуры, то ее носителем является социально-профессиональная группа. Можно выделить несколько основных моментов, в силу которых профессиональная группа становится субъектом профессиональной культуры. Первое. Являясь порождением взаимодействия общего, частного и единичного разделения труда, она выступает монопольным обладателем качественно особого вида профессиональной деятельности1. Второе. Только на уровне профессиональной группы можно фиксировать создание возможностей и условий для реализации личностью ее индивидуальных сущностных сил2. Третье. Профессиональная группа способна продуцировать профессиональные ценности, которые отличаются от ценностей других профессиональных групп. Четвертое. В среде профессиональной группы формируются нормы поведения се членов. Пятое. Именно в недрах профессиональной группы происходит формирование профессионального сознания, самосознания и мышления. Шестое. Профессиональная группа может рассматриваться в качестве носителя профессионального мировоззрения. Наконец, только на уровне профессиональной группы возможно формирование институтов профессиональной культуры3. В то же время необходимо отметить, что реальным носителем ценностей, норм, профессиональной культуры
1 См.: Дюркгейм, Э. Общественное разделение труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М., 1991.
2 Модель, И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретико-социо-логический анализ / И.М. Модель. Екатеринбург, 1993. С. 23-24.
1 Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М., 1990. С. 9.
- Київ+380960830922