2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Теоретико- методологические основы исследования свадебной обрядности адыгов.
1.1. Научное осмысление свадебной обрядности адыгов.
1.2. Этнокультурный феномен свадебной обрядности адыгов.
1.3. Традиция, обычай, инновация в свадебном комплексе адыгов.
Глава 2. Социокультурные условия в трансформационных процессах свадебной обрядности адыгов.
2.1. Влияние менталитета на сущность и специфику свадебной обрядности адыгов.
2.2. Динамика ценностей и ценностных ориентаций свадебной обрядности адыгов.
2.3. Трансформация института семьи как фактор эволюции свадебной обрядности адыгов.
2.4. Феномен «адыгагъэ» в свадебной обрядности адыгов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. После распада Советского Союза произошли серьезные изменения в ментальности наших соотечественников, трансформировалась иерархия ценностных ориентаций жителей бывшего СССР. Эти процессы затронули и сферу семейно-брачных отношений.
Как известно, в кризисные моменты жизни народа усиливается интерес исследователей различных отраслей научного знания к этнокультурным проблемам с целью осмысления данных процессов, выявления их влияния на различные стороны жизни социума, а также прогнозирования дальнейших моделей развития. Началось формирование новой парадигмы семейных отношений. Так, свадебная обрядность адыгов как социальный институт в системе адыгской традиционной культуры претерпевает процессы трансформации, что проявляется в уменьшении красочности и зрелищности, присущей традиционному обряду адыгов. Отдельные элементы канонического свадебного комплекса трансформировались либо вовсе исчезли.
Выявление факторов, обуславливающих трансформацию свадебной обрядности адыгов, представляется весьма актуальным, так как её можно определить как комплекс, отражающий жизнь народа во всей сложности ее проявлений.
Степень научной разработанности проблемы. Междисциплинарный харакгер исследования, касающегося влияния социокультурных факгоров на свадебную обрядность, обусловил обращение к целому ряду отраслей научного знания: социологии, философии, истории, этнологии, психологии, демографии. В данном случае особый интерес для выявления трансформации свадебной обрядности адыгов в контексте современной реальности представляют работы, в которых осмысливаются процессы в условиях глобальных реформ, затрагивающие различные аспекты жизни этносов.
14
значение для целей нашей работы имеют размышления ученых в ходе дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Этнографическое обозрение», о роли традиции в культуре: И.А. Баргесян[13], Б.М. Бернштейн [18], С.А. Токарев[186], К.В. Чистов[207].
Авторы одной из указанных работ Х.М. Думаиов и Я.С. Смирнова.[61] отмечают, что кавказоведческая фамилиология (изучение семьи и брака) в своё время стала одной из тех областей историко-этнологического знания, где наиболее активно велись теоретические разработки. Они предприняли попытку противопоставить старым интерпретациям новые объяснения брачно-семейных обычаев народов Кавказа.
Авторы приходят к выводу, что избегание, т. е. соблюдение невестой обычая не встречаться со старшими рода жениха с одной стороны, пережиток, то есть произошедшая в давние времена перемена локализации брака. С другой стороны, считают Х.М. Думанов и Я.С. Смирнова, оно не пережиток прошлого, а вневременная психологическая ситуация (скованность чужака, попавшего в новое окружение). Авторы считают, что переход от матрилокальности к патрилокальности был не единственно возможным изменением в локализации брачного поселения. Существовали, например, племена, которые переходили к патриолокальности от дуо - или амбилокальности.
Однако для целей нашего исследования серьезный интерес представляет статья этнолога М.А.Текуевой.[183], анализирующей трансформацию свадебной обрядности у кабардинцев и балкар.
Автор считает, что ломка стереотипа этнического поведения женщины в современных условиях спровоцирована законами рынка, требующими постоянного оборота капитала.
М.А.Текуева отмечает: «Трансформировались все ценности, присущие женщине. Так, традиционными качествами горянки считались скромность,
15
гордость и целомудрие. Но за последние годы, отмечает автор, Дом ребенка в Нальчике стал пополняться детьми, оставленными незамужними матерями, кабардинками и балкарками».
Тенденция к исчезновению наблюдается в отношении свадебных обрядов, утверждает Текуева М.А. «Сватовство, поездка за невестой, вхождение ее в дом мужа, заключение брака, знакомство родни с обеих сторон и прочее, и прочее. Всё это многомесячное почти театральное действо превращается в однодневный свадебный банкет с небольшими экзотическими черточками и что совсем ново, с несением свадебных расходов обеими сторонами на равных», -указывает автор.[183, 376].
Данное мнение нам представляется излишне категоричным но, вместе с тем, считаем, что за последние годы произошла серьезная трансформация свадебной обрядности адыгов.
Рассмотрение феномена свадебной обрядности адыгов, описание всех или части элементов адыгской свадьбы находим в работах авторов, начиная с XIX века.
III. Следующая группа источников - это работы адыгских писателей-просветителей, в которых присутствует описание свадебных обрядов адыгов.
Без анализа содержательной стороны свадебного комплекса, на наш взгляд, невозможно социологическое осмысление данного феномена.
Это произведения С. Хап-Гирея, Ш.Б. Ногмова., К.Атажукииа,
П. Тамбиева, Т. Кашежева, А.-Г. Кешева. Особенно интересна в этом отношений работа С. Хан-Гирея «Записки о Черкесии» [199], написанная на основе богатого фольклорного материала, одна из глав этой книги - «Женитьба и свадебные обряды» - содержит подробное описание свадебно-брачного комплекса адыгских народов.
IV. Труды западноевропейских путешественников и русских кавказоведов ХГХв. Л .Я. Люлье., Г-Ю. Клапрота, Тэбу де Мариньи., Ж.-Ш. де Беса,
- Київ+380960830922