Ви є тут

Роль духовно-нравственного фактора в российской армии : Историко-социологический аспект

Автор: 
Бадьянов Александр Борисович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274431
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................... 3
Глава I Духовно-нравственные традиции и воспитание в русской
армии до 1917 года (исторический очерк).................... 10
1.1. Командный состав русской армии о духовно-нравственном аспекте обучения и воспитания личного состава................... 10
Ф 1.2. Военное духовенство и его роль в духовно-нравственном
воспитании солдат и матросов............................... 27
Глава II Идейно-нравственное воспитание в советской армии (1918-
1991 гг.)................................................. 39
2.1. Армия и полигорганы: социально-политический конфликт и
его влияние на боеготовность войск......................... 39
2.2. Идейно-нравственное состояние Советских Вооруженных
Сил........................................................ 50
Глава III Анализ духовно-нравственного климата и его совершенствование в современной российской армии............................... 62
3.1. Особенности духовно-нравственного климата в русской, советской и современной российской армиях......................... 62
3.2. Состояние и перспективы духовно-нравственного совершенствования российской армии................................... 97
Выводы.................................................... 117
Заключение................................................ 122
Список используемой литературы............................ 124
Приложения................................................ 139
ВВЕДЕНИЕ
По определению В.И. Даля «духовное - это бесплотное, не телесное из одного духа и души состоящее; все относящееся к Богу, Церкви, Вере; все относящееся к душе человека; все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [29, с. 503].
С.И. Ожегов рассматривает понятие «духовный», как синоним слова «дух». В понимании слова «дух», по мнению С.И. Ожегова, включается: во-первых, сознание, мышление, психические способности; во-вторых, внутренняя моральная сила; в третьих, все, относящееся к религии и Церкви [86, с. 168].
Употребляемое в настоящее время философское понятие «духа» сложилось в период средневековья. «Дух, с точки зрения идеализма, сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует («одухотворяет») телесную действительность» [185, с. 146]. Духовное, таким образом, не сводится к индивидуальному, оно проявляется в языке, нравственности, идеологии, политике, религии, искусстве и философии.
Нравственность, как составляющая понятия «духовное», означает мораль (т.е. обычаи, нравы). Это система миропонимания, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, отражающая представления людей о должном, включая нормы, принципы, законы, которые регулируют отношения между людьми, а также идеалы в виде общих ориентиров и программ будущих действий [164].
Следовательно, обучение и воспитание военнослужащих - неразрывный процесс, он связан с морально-психологическим состоянием личного состава, который имеет соответствующий характер под влиянием духовно- нравственных ценностей, преобладающих в данном обществе.
В современной научной литературе при характеристике моральнопсихологического состояния войск широко оперируют понятиями: «моральный фактор», «политико-моральное состояние», а в последние годы все чаще используется термин «духовный фактор».
ванием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние» [124, с. 69].
Рекомендации эти были даны A.B. Суворовым ротным командирам, получившим от него уроки социальной педагогики.
Вся практика воинской службы убеждала A.B. Суворова в необходимости духовно-нравственной работы в роте, полку, армии.
Еще будучи полковым командиром, A.B. Суворов выстроил на Новой Ладоге церковь и школу для дворянских и солдатских детей. Большое внимание уделял A.B. Суворов и встрече новобранцев, прибывающих в полк.
Такая система воспитания возможно и не приводила бы к столь блестящим результатам на протяжении всей военной службы А. В. Суворова, если бы он сам не был примером для подчинённых в выполнении воинского долга.
A.B. Суворов параллельно с воспитанием создал и новую школу обучения личного состава. Он уделял большое внимание формированию моральнобоевых качеств у своих подчиненных: решительности - методом тренировки преодоления препятствий, рвов, водных и др. преград; храбрости - путем овладения навыками штыкового боя и изучения возможностей оружия. «Солдат любит учение, - говорил А. В. Суворов, - лишь бы оно было с толком». По его словам, солдат должен быть «и в мирное время на войне» [37, с. 75].
К национальному сознанию солдат Суворов обращался всякий раз, когда возникали особенно трудные задачи под Измаилом, в Итальянском походе, в горах Швейцарии. «Помилуй Бог, мы русские!», - не устает повторять он солдату, готовя его к новым военным подвигам» [78, с. 109]. В книге «Наука побеждать» полководец писал: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву». Молись Богу! От него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит - он нам генерал!» [123, с. 27].
Главной заслугой А. В. Суворова в области воспитания военнослужащих надо считать самоотверженность солдат и офицеров в деле служения своему Отечеству. Вся его военно-педагогическая система была направлена на дости-
жение победы, подчинена главному принципу: «Учить войска тому, что необходимо на войне».
На флоте военная школа обучения и воспитания личного состава создавалась адмиралом Ф. Ф. Ушаковым.
Как Л. В. Суворов на суше, так Ф. Ф. Ушаков прославился победами на море, где не проиграл ни одного сражения. Как и А. В. Суворов, великий русский адмирал выковывал победу задолго до сражения, активно обучая личный состав морскому бою. Последовательный сторонник передовых принципов обучения и воспитания, Ф.Ф.Ушаков видел в серьезной подготовке экипажей важнейшее условие достижения победы над врагом. Стремясь превратить команды кораблей в боевые коллективы, он обучал их непрестанно в учебных плаваниях и на специальных полигонах. Несмотря на то, что все учения проходили у него перед глазами, всё же после сражения с турецким флотом у о. Фидониси 11 июля 1788 года Ф.Ф. Ушаков в письме к М. И. Войновичу не мог сдержать восхищения доблестью русских моряков. Особенно отмечал Ф. Ф. Ушаков «отличное в деле искусство и храбрость морской артиллерии унтер-офицера Петра Копытова, который старанием и примером храброг о мужества и искусства, ободрял и поощрял служителей во время сражения... наводя сам передовую часть пушек, против капитан-пашинского корабля, который от моего корабля был весьма близок...» [130, с. 62].
Неотъемлемым элементом подготовки личного состава флота Ф.Ф. Ушаков считал воинское воспитание. Его воспитательная система была аналогична той, которую проводил А.В.Суворов. В своих приказах Ф.Ф. Ушаков неоднократно обращался к национальным чувствам русских офицеров и матросов, стоял на страже твердой воинской дисциплины и уставного порядка. В то же время адмирал требовал дифференцированного подхода в применении дисциплинарной практики, учета всех обстоятельств совершаемых военнослужащими проступков. Так, например, в приказе от 14 июня 1790 г. «О наказании находившихся в бегах матросов и возвращении их на свои корабли» Ф. Ф. Ушаков писал: «Рассматривая взятых от пойманных из бегов матросов 2-й статьи корабля «Св. Георгий» Симеона Орлова, фрегата «Иоанна Воинст-