Ви є тут

Воспроизведение и формирование гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации

Автор: 
Стасенко Оксана Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193551
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОГО И ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПОВ............................................16
1.1. Социальный стереотип: основные концепции исследования.....................................16
1.2. Социокультурный подход в исследовании гендерных стереотипов......................................40
1.3. Влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания...............68
ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК
ФАКТОР ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У ЖЕНЩИН СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 90
2.1. Содержание гендерных стереотипов в сознании российских женщин..........................................90
2.2. Трансляция гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации...................................112
2.3. Предпочтения российских женщин в области средств массовой коммуникации как показатель существования гендерных стереотипов в их сознании............143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................164
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................................170
ПРИЛОЖЕНИЯ................................... 188
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании. Знания о людях, накопленные как на основе личного опыта общения, так и посредством других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде социальных стереотипов. Они автоматизируют мышление человека, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения. Веками у людей складывались стереотипные представления о моделях поведения мужчины и женщины, на которые до сих пор ориентируются представители того или иного пола независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.
В настоящее время актуальным становится вопрос о том, как изменяется общественное положение женщин в новой социокультурной ситуации, как современной женщине совместить работу и домашний труд, воспитание детей и продвижение по службе, как строить партнерские отношения с мужем, влиять на процесс принятия решений в обществе. Весь перечень перечисленных проблем находит свое отражение в информации, подаваемой средствами массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации в настоящее время получили небывалый размах. Они являются необходимым компонентом общественного бытия, источником информации в виде идей, представлений, образов, дополняющих и обогащающих опыт человека, формирующих его ценности и нормы, активно влияющих на его поведение. Сегодня средства массовой коммуникации оказывают непосредственное влияние на формирование общественного мнения. Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе отражаются в потоках информации, транслируемых средствами массовой коммуникации. То, каким образом средства массовой коммуникации преподносят социальные роли мужчин и женщин, оказывает большое влияние на общественный статус женщины.
иия...Когда вы начинаете спорить о фабриках, шахтах, политической власти, вы не просто спорите, вы деретесь; стереотип вызывает в вас какое-то сильное чувство. Начав, спорить вы не можете остановиться»1.
По мнению У. Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается преобразованию и критике. Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать стереотипы и отбрасывать информацию, противоречащую им. Ученый полагал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов. Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности. Все это говорит о том, что квинтэссенция концепции стереотипа У. Липпмана заключается в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система норм поведения применительно к ряду типичных случаев. В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.
Необходимо рассмотреть и психологическую теорию стереотипа Г.В. Оллпорта - представителя психоаналитической школы. Он рассматривает стереотип как составную часть теории предрассудка. Предрассудок, по мнению Г. В. Оллпорта, - это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обращении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы. Предрассудки это - негибкие, ригидные и ошибочные обобщения относительно групп людей. Каким бы образом ни был приобретен предрассудок, он работает на личность и может являться центральным фактором его жизненной организации. В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой, как якобы угрожающий первому. Приспособление для рационализации предрассудка Г.В. Оллпорт называет стереоти-
1 Прртап \У. РиЬНс Ортюп. - ТогопЮ, 1965. - Р. 86.