Ви є тут

Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества

Автор: 
Радкевич Артем Леонидович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295541
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 17
социальных практик в условиях формирования информационного общества.........................................................
1.1 Интернет как феномен информационного общества............. 17
1.2 Сущность и содержание социальных интернет-практик 51
Глава 2. Социальная дифференциация интернет-практик
83
россиян...........................................................
2.1 Состояние, структура и динамика российской интернет-
83
аудитории................................................
2.2 Социальные факторы дифференциации интернет-практик 108
Заключение........................................................ 146
Список использованной литературы.................................. 152
Приложения........................................................ 163
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой - компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Техно-культурная среда повседневности стремительно изменяется под воздействием снижения цен на различные ИКТ, рекламы современного образа жизни в СМИ, компьютеризации образования, распространения электронных устройств, обеспечивающих комфорт и удобство в доме и офисе, изобилия электронных игр для детей, которые, взрослея, становятся проводниками идеи информационного общества и т.п. В этой связи важным становится понять, какие изменения привносят новые ИКТ в повседневную жизнь их пользователей, поскольку повседневность лежит в основании социальной реальности (А.Шюц).
Интернет как средство распространения, хранения и обмена информацией представляет собой стержневой элемент инфраструктуры информационного общества. Его распространение сопряжено с появлением новых видов социальных практик, ко торые меняют привычные формы работы, образования, развлечения, общения и организации быта. Освоение этих новых практик • повышает эффективность деятельности в различных сферах производственной и повседневной жизни и создает социальные преимущества для овладевших ими людей. Наибольшие перспективы на рынке труда имеет
3
в объемах циркулирующей информации влекут за собой рождение качественно новой социальной системы - информационного общества.
В рамках этого подхода сформировались различные теории, анализирующие роль информации и направления социальных перемен, свойственные новому обществу. Наиболее известной и влиятельной теорией информационного общества является постиндустриализм. Можно сказать, что постиндустриализм является базовой социологической теорией информационного общества и часто эти понятия рассматриваются как синонимичные и взаимозаменяемые.
Оба понятия сформировались в 60-70 годы, когда в ряде индустриально развитых стран (прежде всего, США и Японии) началась структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, а бурное развитие разветвленных информационных систем открыло путь к децентрализации производства и демассовизации рынков. В научном дискурсе стало нарастать осознание того, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается- и мир стоит на пороге новой цивилизации -постиндустриальной. В конце 50-х австралийский экономист К.Кларк уже дал вполне определенную характеристику новому обществу как «обществу информации и услуг»9, а американский экономист Ф.Махлуп выдвинул тезис о формировании информационной экономики и превращении информации в главный товар10. В 60-70-е годы появляются многочисленные работы экономистов (Дж.Гелбрейг, У.Росгоу), политологов (З.Бжезински), социологов и философов (Д.Белл, М.Маклюэн, Д.Рисмен, А.Турен, Э.Тоффлер, Ж.Фурастье, А.Этциони и др.), посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество, и прогнозам развития общества в постиндустриальную эпоху. Для обозначения нового
9 Clark С. The condition of economic progress. L., 1957.
10 Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press. 1962.
19
общества исследователи использовали разные термины: «новое
индустриальное общество» (Дж.Гелбрейт)", «технотронная цивилизация» (З.Бжезински)12, «постмодерн» (Ж.-Ф. Лиотар)13, «глобальная деревня» (М.Маклюэн)11, «третья волна цивилизации» или «супериндустриальное общество» (Э.Тоффлер)15, «посткагшталистическое общес тво» или «общество знания» (П.Дракер)16 и т.п. Со временем общепринятыми обозначениями нового общества стали два определения - «постиндустриальное» и «информационное». Термин «постиндустриальное общество» был введен в оборот еще в 1958 г. американским социологом Д.Рисменом17 и стал широко использоваться, поскольку «примирял» различные подходы, так как не нес особой смысловой нагрузки, а лишь фиксировал положение нового общества в череде исторических стадий общественного развития - «после индустриального». Глубину и определенность понятие «постиндустриальное общество» получило лишь после выхода в свет фундаментальной работы
1 б
Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество» , в которой была сформулирована целостная научная теория постиндустриализма.
Разбивая в соответствие с общей социально-философской традицией историческую эволюцию общества на стадии, Д.Белл определял постиндустриальное общество как третью стадию- развития человеческого общества, следующую после аграрной и индустриальной. Фундаментальное
11 Galbraith J. К. The New Industrial State. Harmonds-worth: Penguin. 1967.
12 Brzeziuski Z. Between Two Ages. America’s Role in the Tcchnotronic Era. N.Y., 1970.
13 Lyotard J.-F. (1979). На русском языке: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.- Спб., 1998.
14 MacLnhan М. The Gutenberg Galaxy: The making of typographic man. Toronto. 1967.
15 ToJJler A. The Third Wave. Collins. 1980.
16 Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1993.
17 Об этом пишет А.В. Чугунов, ссылаясь на статью Д. Рисмеиа «Досуг и работа в постиндустриальном обществе», опубликованную в 1958 г. (Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society// Mass Leisure / Eds. E. Larrabee, R. Meyersohn. Glencoe.(III.), 1958. P. 363-385) - см: Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «информационного общества». СПб, 2000.'
18 Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973. (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М., 1999.)
20