Ви є тут

Манипулятивные практики в социальном конструировании реальностей

Автор: 
Свечников Владимир Серафимович
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193546
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Введение
Духовная жизнь социума протекает в сфере социальных взаимодействий. Современные коммуникативные технологии стали в настоящее время не только способами и средствами привычной трансляции определенных норм, ценностей и идей, но и сферой неявного применения манипулятивных практик, позволяющих влиять на социальное поведение индивидов. Глобальные системы коммуникации, развитие которых в последнее время определяется стремительным ростом сетей Интернета и расширяющимися возможностями телевидения, используют новые приемы и средства социального конструирования реальностей, воздействующих на духовную жизнь социума. Некоторые из этих реальностей, внедряемых в сознание индивидов, являются виртуаль-' ными реальностями, которые создаются с помощью манипулятивных практик
Назовем манипулятивной практикой неявное программирование мнений и алгоритмов принятия решений индивидов и масс, их настроений и психического состояния, с целью обеспечения заданного социального поведения и применяемое в качестве основного приема в социальном конструировании виртуальных реальностей в сфере духовной жизни.
Упорядоченная реальность повседневной жизни индивидов служит фундаментом, основой для социального конструирования виртуальных реальностей. Виртуальной реальностью назовем такую реальность, которая дана наблюдателю в ощущениях, но которая отличается от повседневной реальности проявлением неожиданных и большей частью непредсказуемых свойств и событий. Виртуальная реальность социально конструируется манипулятором для запланированного воздействия на объекты манипуляции.
Актуальность исследования манипулятивных практик, используемых в социальном конструировании виртуальных реальностей, обусловлена динамическим развитием коммуникационных процессов современного общества.
Духовная жизнь современного общества является той сферой социальной жизни, в которой наиболее часто встречаются примеры неявного манипулирования поведенческими реакциями социальных групп и индивидов. Существует множество способов манипулирования сознанием и поведением человека, но наиболее эффективным из них оказывается использование манипуляторами скрытых технологий внедрения в сознание объектов манипуляции виртуальных реальностей с измененными каузальными связями.
Индивид, попадающий в виртуальную реальность, принимает решения и действует на основе внедренного в его сознание социального поведенческого алгоритма. Социальное конструирование виртуальных реальностей и неявное внедрение их в сознание индивидов представляет собой, таким образом, чрезвычайно эффективный и не фиксируемый наблюдателями способ управления их социальным поведением.
Социальное управление человеком, группой людей очень часто встречает сопротивление со стороны объектов управления, если цели, стоящие перед группой, и цели управляющего различны. В этом случае перед инициаторами управляющего воздействия существуют лишь два пути для достижения поставленных целей: силовое управление, в котором индивидов пытаются заставить выполнить навязываемое им действие, и замаскированное неявное управление. Ко второму способу манипуляторы чаще всего прибегают тогда, когда предвидят сопротивление, а силовое управление оказывается нежелательным.
Внедрение в сознание членов социума виртуальных реальностей с измененными каузальными связями способно изменить традиционные духовные ценности. Неявное управление может существенно трансформировать и нарушить привычные системы социальной дифференциации и социальной ус-
32
ской научной парадигмы в дальнейшем диалоге исследователей магии и религии:
«...Наука может питать сомнение по поводу возможности воздействия на расстоянии, но магия не такова. Один из устоев магии — вера в телепатию. Современный приверженец веры во взаимодействие умов на расстоянии без труда нашел бы общий язык с дикарем»17.
Мы полагаем, что сравнение приверженцев иной научной парадигмы с дикарями однозначно может завести в тупик любую научную дискуссию. Впрочем, стиль ведения научных споров ни в коей мере не снижает значения позиции Д. Фрэзера, отстаивающего строго научный подход к отбору, проверке и интерпретации установленных фактов.
Д. Фрэзер приходит к выводу, что магия предшествовала религии в эволюции мышления. При этом он обнаруживает в первобытном обществе так называемую общественную магию, практикуемую на благо всей общины. Антропологическое исследование Д. Фрэзера открывает именно в этом варианте использования магических практик социологические корни: «...В таких случаях маг становится как бы общественным должностным лицом. Образование такой категории должностных лиц имело большое значение для развития общества в политическом и религиозном плане»18.
На наш взгляд, социологичность подхода Д. Фрэзера заключается в том, что он заметил и описал важное приложение магических знаний, поставленное на службу личностному росту незаурядного человека. Магия, по мнению Д. Фрэзера, способна возвысить рядового члена племени и выдвинуть его на более престижный социальный уровень. Изучение магии привлекает наиболее способных и стремящихся вверх честолюбивых членов племени. Карьера мага в первобытном обществе в перспективе сулит почет, богатство и власть.
17 Там же. С. 28
18 Фрэзер Д. Д. Указ. соч. С. 50.
33
По мнению Д. Фрэзера, самые смышленые из дикарей начинают понимать, что можно легко одурачивать своих более доверчивых собратьев и обращать себе на пользу все их суеверия. Впрочем, Д. Фрэзер при этом оговаривает, что колдуны не всегда являются плутами и обманщиками. Некоторые из магов бывают искренне убеждены в том, что действительно обладают сверхъестественной силой. Д. Фрэзер сразу же, однако, подчеркивает, что самой силы, разумеется, нет. Этой силой колдунов наделяет воображение соплеменников. Правда, он никак не объясняет, на наш взгляд, важное обстоятельство: почему именно этого человека соплеменники наделили колдовской силой. Обратив внимание на возможность использования манипулятивных практик в магических интеракциях, Д. Фрэзер, к сожалению, не рассматривает, на наш взгляд, самое главное: каким образом, с помощью каких средств и приемов маг создает такую социальную реальность, в которой он становится главным действующим лицом.
Считая колдунов лишь прагматичными обманщиками, Д. Фрэзер полагает, что чем колдун проницательнее, тем более вероятно, что он распознает заблуждения, которые соблазняют людей менее зорких. Способнейшие представители профессии колдуна, должно быть, становятся более или менее сознательными манипуляторами. Именно эти люди благодаря выдающимся способностям обычно добиваются наибольшего почета и наивысшей власти. Д. Фрэзер яркими красками описывает характеристики предполагаемого колду-на-обманщика. Это, прежде всего, должен быть человек с очень холодным рассудком и цепким умом.
Д. Фрэзер априори считает, что всякое заявление или требование мага, как таковое, ложно. Ни одно из утверждений колдуна нельзя отстаивать без помощи сознательного или бессознательного обмана. Следовательно, по его мнению, колдун, который искренне верит в свои сверхъестественные способности и возможности и обосновывает ими свои непомерные претензии, подвергается куда большей опасности, чем преднамеренный обманщик.