Ви є тут

Политическая культура как фактор формирования духовного потенциала современной учащейся городской молодежи : На материалах города Набережные Челны

Автор: 
Гараева Ляйсан Хакимовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276445
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение................................................с. 3
Раздел 1. Духовный потенциал как проблема социологической
науки...................................................с. 19
Раздел 2. Политическая культура в системе факторов формирования и развития духовного потенциала современной городской учащейся
молодежи................................................с. 51
Раздел 3. Механизм влияния политической культуры на формирование и развитие духовного потенциала городской учащейся
молодежи................................................с. 84
Раздел 4. Пути совершенствования воздействия политической культуры на процесс формирования и развития духовного потенциала городской
учащейся молодёжи........................................с. 118
Заключение...............................................с. 151
Список использованной литературы...........................с.158
Приложение
Введение
Актуальность темы
Социально-политические трудности переходного периода, который переживает на современном этапе российское общество, дестабилизировал ситуацию в стране и оказал негативное влияние на духовную жизнь всех социальных категорий населения. И в большей степени эти негативные процессы затрагивают молодых людей, эмоциональное восприятие действительности которыми не является стабильным и сформировавшимся, как у взрослых людей. В свою очередь, тяжёлое экономическое положение привело общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному росту уровня преступных связей и развитию многообразия форм отклоняющегося поведения, снижению политической активности и политической культуры среди молодежи. Особенно трудно в этот период приходится городской учащейся молодежи. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющиеся в их асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Снижение духовного потенциала молодежной среды отражает одну из острейших социальных проблем общества. Ценности, казавшиеся незыблемыми в течение многих десятков лет в нашей стране, на современном этапе во многом утратили свое значение. Крах советской идеологии, снижение жизненного уровня населения, отсутствие стабильности в экономике, спад производства привели к формированию новой системы ценностей в обществе.
Развитие духовного потенциала городской молодежи на современном этапе возможно через усиление политической активности молодежи посредством привития политической культуры.
В этих условиях становится исключительно насущной проблема вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Нерешенность этой
Раздел 1. Духовный потенциал как проблема социологической науки
В духовном потенциале молодых граждан заложена возможность процветания, либо упадка общественной жизни. Поэтому не случайно, что изучению духовного потенциала общества на всех этапах развития социологической мысли уделялось всестороннее внимание. Анализ потенциальных возможностей членов общества, в том числе и духовных, позволяет раскрыть будущие возможности развития любого общества. Трансформирующаяся общественная жизнь, переход к рыночным отношениям вносят свои весьма значимые коррективы в духовный мир членов общества. Современная жизнь предъявляет новые, гораздо более жесткие требования к человеку. В первую очередь это относится к профессиональным компонентам социального потенциала - квалификации, знаниям, умениям, мастерству каждого члена общества. Однако профессиональные составляющиеся социального потенциала личности определяются его духовным потенциалом.
В отечественной литературе преобладает сугубо вещественное, субстанциональное (свойственное узкопрофессиональному экономическому подходу) рассмотрение социального потенциала как совокупности объективных, материальных образований - природных ресурсов, станков, оборудования и т.д. И если при таком подходе в число структурных элементов социального потенциала и входит человек, то только, как правило, в качестве «трудового ресурса», только как элемент производительных сил, как «человеческий фактор». Нам представляется, что эта тенденция в отечественной науке обусловлена сворачиванием в 80-е гг. планирования социальной сферы, которое, как это ни парадоксально, наметилось в результате перестройки1.
В различное время к вопросам духовного потенциала обращались и обращаются различные исследователи. Это Ф.М. Достоевский, Н.М. Карамзин,
H.A. Бердяев, М. Хайдеггер, И. Хейзинга, О. Шпенглер, С.Н. Булгаков, JI.
Шисаренко И.Я.Социальный потенциал // Социологический словарь. - Минск: Изд-во Университетсское. 1991.-С.346
Шестов, К.Н. Леонтьев, В. Волошин, Л. Хромов, В. Зинченко, В.И. Вейник,
Н.Ф. Реймерс и другие1. Один из систематизаторов современной экологической науки Н.Ф. Реймерс именно в связи с формированием духовного потенциала общества, существующего для стабильного, безопасного, устойчивого развития каждого его члена, формирования и реализации "неразрушающего" мировоззрения и духовного потенциала гражданина общества описывает "экологию духа" как науку об экологии духовного потенциала человека и информационной среды общественного развития: "Личность и общество в среде самого широкого движения мысли и духа"2.
В.В. Волошин отмечает, что постсоветская переоценка всех ценностей, утверждение нигилизма как формы теоретически-практичсского отношения к действительности морально травмируют человека, искажая его внутренний, духовный мир, и соответственно, создавая неблагоприятную в контексте
1 Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991-С.20.; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994-С. 19; Вейник В.И. Почему я верю в Бога. - Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2000-С. 162; Волошин В.В. Некоторые аспекты духовного кризиса и задачи современного туризма //Вісник Донецького інституту туристичного бізнесу. Сер. "Підприємництво, менеджмент та маркетинг (в туристичній сфері)". - 1999. - № 3-С.15; Зинченко В. Гипотеза о происхождении учения A.A. Ухтомского о доминанте // Человек. -2000. - № З-С.5-20; Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М.: Правда, 1989.; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М.: Республика, 1996-С. 16; Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994-С. 162; Реймерс Н.Ф. Экология (Теории, законы, правила, принципы и гипотезы). - Изд-во журнала "Россия молодая", 1994.; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991-С. 152; Хейзинга Й. Homo Judens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1993.; Хромов Л. Возрождение веры // Русское самосознание. - 1998. - Лг° 4-С.80-89; Шестов Л. Достоевский и Ницше // Шестов Л. Сочинения. - М.: Раритет, 1995.; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность. - М.: Мысль, 1993-С.25
2 Ренмес Н.Ф. Экология (Теории, законы, правила, принципы и гипотезы).- Изд-во журнала «Россия молодая», 1994-С. 156