Ви є тут

Самоидентификация студенчества в условиях современной России

Автор: 
Фомина Татьяна Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
156
Артикул:
193369
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА........................14
1.1. Самоидентификация социальной іруппьі как объект социологического анализа...............................................................14
1.2. Студенчество как специфическая социокультурная группа.........40
1.3. Основные виды самоидентификации в условиях современной России.58
ГЛАВА И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА..............................77
2.1. Особенности самоидентификации студенчества в современной России....77
2.2. Самоидентификационный портрет современного российского студента... 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................137
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ..............................................143
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, затронувшие российский социум в конце XX - начале XXI вв., превратили его в мозаичное идентификационное пространство, содержащее множество вариантов стратегий, способов и видов самоидентификации личности, социальной группы. Многообразие самоидентификационных процессов обусловило необходимость научного осмысления современных направлений самоидентификации россиян в условиях социальных перемен.
Исчезновение советского идентификационного пространства, реоргани-зация политических и экономических структур, усложнение социальностратификационной системы российского общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, возрастание культурного многообразия, а также глубокая модификация нормативноценностной системы и моделей социального поведения обусловили нестабильность социокультурной среды современной России. Обострилась проблема «поиска идентичности», что особенно характерно для подрастающего поколения и, в частности, для студенческой молодежи. В связи с этим важно определить, каким образом осуществляется самоидентификация студенчества, какие факторы определяют особенности самоидентификационного процесса студенческой молодежи.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что студенческая молодежь как большая социально-демографическая группа населения обладает значительным инновационным потенциалом, от качественного использования которого зависит социальный прогресс российского общества. В этой связи возникает настоятельная потребность в определении самоидентификаци-онной характеристики российского студенчества, в понимании того, каким образом студенчество, наделенное интеллектуальным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для поступательного развития России.
14
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА
1.1. Самоидентификация социальной группы как объект социологического анализа
Для концептуализации особенностей самоидентификационных процессов необходимо обратиться к анализу эвристического потенциала существующих подходов к данной проблематике, как в отечественной, так и зарубежной науке, но прежде необходимо рассмотреть вопрос о понятии «идентификация».
История исследования феномена социальной идентификации в социологии связана с именем Э. Дюркгейма. Он поставил вопрос о механизмах формирования и роли влияния на индивида его связей с различными общностями, образуемыми, благодаря некому «самопричислению», существующему объективно, как ряд иных общих социальных норм. Не употребляя термина «идентичность», Э. Дюркгейм разработал теорию трансляции социальных идентичностей, раскрывая структуру и процессы конструирования «социальной сущности» личности, которая представляет собой систему «неиндивидуального», отражающего в индивидах групповую принадлежность (моральные нормы и принципы, религиозные верования и т.п.)1. Согласно Э. Дюркгейму, «социальная сущность» (то есть социальная идентичность) передается в процессе социализации от поколения к поколению.
Впервые термин «идентификация» был введен в 1921 году австрийским психологом 3.Фрейдом в работе «Психология масс и анализ Я». Именно он начал трактовать идентификацию как механизм, обеспечивающий способность «Я» к саморазвитию, бессознательное отождествление субъекта с объ-
1 См.: Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда; Метод социологии. - М., 1991. - С.
73-75.
15
ектом, мотивом которого могут быть страх потери любви, страх перед наказанием. Идентификация - группообразующий фактор, помогающий выйти за пределы «Я» и почувствовать переживание других. Идентификация способствует социализации, то есть делает человека готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, а также способным на объективную и дифференцированную самооценку1. Теория психоанализа З.Фрейда объясняла любое самоотождествление с социальной группой, как результат функционирования постоянного и универсального психологического механизма, подсознательно выделяющего различные группы как «свои» и «чужие».
Довольно интересная позиция в определении социальной идентификации связана с именем немецкого философа, социолога и психолога Э. Фромма. Согласно его концепции, человек в современном обществе объективно находится в состоянии, предрасполагающем порвать его «первобытные связи» с природой и обрести свое «истинное» рождение, а именно «персональную идентичность». Соотнесение себя с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и есть, по мнению Э. Фромма, «одна из ведущих человече-ских потребностей, составляющая самую сущность человеческого бытия» , формирующая также социальную идентичность человека. Потребность к самоопределению, самоидентификации всегда была важной потребностью человека. Э. Фромм считал, что эта потребность укоренена в самой природе человека, исходит из самих условий человеческого существования и служит источником наших интенсивных устремлений3.
Рассматривая проблему социальной идентичности на уровне различных социальных групп, Э. Фромм оперировал понятием «социальный характер», который, по его мнению, представляет собой «совокупность черт характера, присутствующая у большинства членов данной группы и возникшая в резуль-
1 См.: Фрейд 3. Я и Оно // Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989. -. 425-440.
2 Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990. - С. 26.
3 См.: Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990. - С. 477-480.