Ви є тут

Социокультурные факторы проектирования аттрактивной среды интеллектуального творчества в вузе

Автор: 
Скифский Сергей Валентинович
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
352
Артикул:
193361
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................ 3
Глава 1. Интеллектуальное творчество в постиндустриальном обществе: теоретико-методологические основы.................................... 17
1.1. Интеллектуальное творчество в контексте постнеклассической
науки................................................................ 17
1.2. Роль творческих процессов в инновационном развитии общества.... 41
1.3. Социально-ценностный контекст феномена интеллектуального творчества........................................................... 59
Глава 2. Содержание и формы проектирования аттрактивной среды интеллектуального творчества......................................... 80
2.1. Аттрактивная среда: сущность, признаки, характеристики........ 82
2.2. Системологические основы проектирования деятельности субъекта интеллектуального творчества........................................ 103
2.3. Интеллектуальное творчество в формате аксиологического
подхода............................................................ 121
2.4. Методы акмеологии в формировании творческой среды............. 138
Глава 3. Социологический анализ условий проектирования среды интеллектуального творчества в современном вузе..................... 151
3.1. Инновационный вектор модернизации образовательной деятельности........................................................ 151
3.2. Социально-правовые аспекты интеллектуальной собственности 173
3.3. Инновационные приоритеты научных исследований и изобретательства: достоинства и недостатки.......................... 197
3.4. Социальный эксперимент формирования мотивационной среды вузовского изобретательства......................................... 218
Глава 4. Концептуальные основы проектирования среды интеллектуального творчества в вузе................................. 242
4.1. Диагностика результатов развития творческого потенциала студентов, сотрудников и выпускников вуза........................... 242
4.2. Модель аттрактивной среды интеллектуального творчества: социально-ценностные доминанты...................................... 275
Заключение......................................................... 298
Библиография....................................................... 307
Приложения.......................................................... 339
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Современный этап общественного развития предъявляет новые требования к интеллектуальному творчеству, раскрывающему свой потенциал в условиях инновационного преобразования социального мира. С одной стороны, серьезные изменения претерпевают социальные взаимодействия в сфере культуры и духовной жизни, а также - условия создания, трансляции и воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности. Социальный контекст современного научного знания, ускорение процессов глобализации и информатизации, примат материальных потребностей и интересов людей над духовной сущностью человека предполагают пересмотр ценностно-смысловых приоритетов науки и интеллектуального творчества.
С другой стороны, социокультурные факторы науки XXI века радикально меняют свое содержание. Расширение информационного пространства, тенденции интеграции и гуманизации научного познания, достижения в области синергетики и т.д. позволяют считать, что детерминизм и линейность как ведущие принципы классического научного знания сменяются бифуркационным подходом при оценке сценария развития того или иного явления. Причем, интеллектуальное творчество, как коллективное, так и индивидуальное, приобретают особое значение.
В контексте проблемы интеллектуального творчества в высшей школе существенным становится следующее. Руководство страны неоднократно обращает внимание на необходимость перехода с экстенсивного пути развития на интенсивный путь, который является ведущим для стран с развитой экономикой. На правительственном уровне этот вопрос рассматривается как вопрос национальной безопасности Российской Федерации и устойчивого развития общества, что, в свою очередь, предполагает плодотворное использование научно-технического потенциала
34
негативными последствиями научно-технического прогресса и характеризуются как глобальные: энергети1ческий кризис, ядерное безумие, деградация окружающей среды, потенциальный недостаток природных ресурсов и другие [238].
В контексте диссертационного исследования современное научное мышление должно учитывать, что интересы человечества стоят выше интересов отдельной группы людей, существование человека связано с сохранением общей системы жизнеобеспечения. Как справедливо указывает Д.Г. Нейумин: “В погрешном индустриальном мире, населенном пятью миллиардами человеческих особей, общепланетарной силой стали неуправляемые, неконтролируемые и чаще всего даже неосознаваемые интегральные последствия человеческой деятельности, направленной на сугубо локальные в масштабах биосферы и крупных экосистем краткосрочные и исключительно антропоцентрические цели... . Курс на создание ноосферы не на словах, а на деле, это путь поиска возможностей управления крупномасштабными природотехническими объектами с целью согласования истинных потребностей многомиллиардного человечества с ограниченными возможностями биосферы планеты” [214, С. 15].
Подчеркивая значимость гуманизации технического образования, И.К. Корнилов пишет о том, что этот процесс ограничивается только гуманитаризацией образования через введение в обучение различных гуманитарных дисциплин, способствующих подъёму общего культурного уровня обучаемых. В своём исследовании он подчёркивает, что процесс гуманизации технического образования должен стать ведущим фактором, определяющим качество подготовки научных кадров [156].
Диссертационное исследование показало, что этот подход не соответствует потребностям современного общества. Гуманизация должна сопровождать все виды деятельности профессионала и не ограничиваться формальным этапом его обучения, а критерием оценки выступают результаты деятельности, в том числе интеллектуальная собственность.