Содержание
Введение.............................................................3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы анализа социокультурной специфики КВН.............................................................11
Раздел 2. Взаимодействие молодежи в рамках КВН............................39
Раздел 3. Молодежное движение КВН в современном российском обществе .... 63
Раздел 4. КВН как фактор социализации российской молодежи.................93
Заключение............................................................ 118
Список использованных источников.......................................123
Приложение.............................................................134
Введение
Актуальность темы исследования. Современный мир и Россия входят в новую историческую эпоху, для которой характерны невиданные ранее социальные реалии, а также особый механизм их развития. Необходимым условием функционирования общества является процесс трансляции совокупного социокультурного опыта. Помимо целенаправленного и контролируемого процесса формирования значимых качеств и стереотипов поведения, прежде всего посредством семейного воспитания и образования, в современном обществе действуют механизмы спонтанного неинституционализированного воспроизводства системы социокультурных отношений, которое осуществляется прежде всего на групповом и внутригенерационном уровнях. Все чаще в сферы общественной жизни включаются принципы игры и игровые социальные практики, происходит взаимопроникновение игровой деятельности и культуры. Этот процесс может быть проанализирован на примере КВН (Клуб Веселых и Находчивых) как одного из массовых и наиболее значимых социокультурных явлений в молодежной среде на протяжении последних сорока лет. КВН как телевизионное зрелище привлекает к себе миллионы людей, по данным исследовательского центра TNS Gallup Media эти передачи по объему телеаудитории лидируют среди всех игровых программ и привлекали в 2003 г. около 15% зрителей. [175 - №48,2003.]
Проблематика подобных социокультурных явлений остается малоосвоенным исследовательским пространством социологии духовной жизни. Феномен КВН состоит в том, что это явление исключительное, единичное, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Осмысливание такого рода социокультурных явлений должно базироваться на изучении взаимодействия двух тенденций - стандартизации и уникальности, феноменальности с использованием новых социологических парадигм.
Существует объективная необходимость теоретического и эмпирического социологического анализа КВН как социокультурного явления, его функций в молодежной среде и обществе, связанная и с императивом изучения реальных процессов трансформации социума, а также с необходимостью пересмотра некоторых позиций, которые преобладали в
з
отделяющими суть любых социальных институтов и организаций. Современные отечественные исследователи Л. Н. Коган, В. Л. Барсук,
А. Ф. Шарова и др. развивают несколько иной подход. По их мнению, социокультурная среда - это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и тип деятельности людей, неразрывно связанные с общественными отношениями, в которые эти люди вовлечены.
Субъекты социокультурного взаимодействия, и средства его осуществления - такие как язык, система символов, информационнокоммуникационные технологии, элементы искусства и т.п. - все вместе могут быть названы социокультурным полем, в которое помещен человек. Понятие социокультурного поля соотносится с социологией повседневности и интерпретируется как явление, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Поле имеет пространственные и временные характеристики и служит возможным доказательством развития социокультурной системы. [111, С.35-37] Сегодняшняя социокультурная ситуация в России такова, что складывавшиеся десятилетиями традиции, моральные нормы, идейные, духовные ценности трансформируются вместе с изменениями в экономике и политике. Претерпевают изменения также жизненные стиль и формы. Возникают новые общественно-культурные нормы, формируется новая ментальность. По мнению ряда современных исследователей, в этих, на первый взгляд хаотичных изменениях, имеется определенная логика и закономерности, имеющие универсальный характер. [56, 59]
Для анализа социокультурного явления КВН обратимся к указанной выше и другим работам П. А. Сорокина. Изучение структурного аспекта социокультурных явлений П. А. Сорокин начинает с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений - прошлых, настоящих и будуц(&мой моделью любого социокультурного феномена является, по его мнению, значимое взаимодействие. Проблема взаимодействия в рамках КВН будет рассмотрена нами в следующем разделе, здесь же отметим, что значи-
мым признается любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий.
Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющимися субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, сознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы.
Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1) когнетивные значения в узком смысле слова; 2) значимые ценности; 3) нормы, на которые ссылаются как на стандарт. Эти три класса значений являются неотъемлемыми аспектами всех значимых явлений. Любая ценность предполагает норму по ее реализации или отвержению. С другой стороны, любая норма - юридическая, этическая, техническая или любая другая - непреложно является значением, позитивной или негативной ценностью. Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук.
Компонент значения, ценностей и норм совершенно отличен от третьего компонента социокультурных явлений - компонента материальных носителей. Этот компонент ни в коем случае не может быть идентифицирован ни с физическими, ни с биологическими свойствами носителей, но также он не может быть сведен к свойствам субъектов взаимодействия.
13
- Київ+380960830922