Ви є тут

Иностранный язык в системе социокультурных ценностей российского общества : На материале социологических исследований в Хакасии

Автор: 
Ковалева Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270525
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения 18
иностранных языков в контексте социокультурных ценностей общества
1.1. Теория и методология анализа роли иностранных 18
языков в системе социокультурных ценностей
1.2. Методические основы и техника осуществления анализа 54
изучения иностранных языков в системе социокультурных ценностей
Глава И. Ценностные основания изучения иностранных 63
языков: контекст действия социокультурных и социальнопсихологических факторов
2.1. Роль социально - психологических и социокультурных 63
факторов в изучении и овладении иностранными
языками в современной социокультурной ситуации
2.2. Динамика изменения отношения к иностранному языку 138
как самостоятельной социокультурной ценности
Заключение 150
Литература
Приложения
157
175
3
ВВЕДЕНИЕ.
Язык - неотъемлемый, один из наиболее важных компонентов культуры, акцентирующий среди ценностей то, что важно для образа жизни субъекта и формирующий саморефлексию ценностного отношения. При этом сам язык выступает как социокультурная ценность, обладающая свойством интегрировать все ценности и структурировать их в модель культуры данного сообщества людей. Язык - носитель социокультурных явлений, символический проводник, играющий основную роль в мире значимых взаимодействий (П. Сорокин). Язык, но определению Б. Бейна, одновременно имманентен и трансцендентен, поэтому язык или языки, которыми владеет человек, базируются на материальном опыте и становятся средством триумфа над конкретным (вещественным) миром. Подход к изучению языка и речи носит интегративный характер, так как язык как культурный феномен рассматривался и до сих пор изучается лингвистами, философами, лингвоантропологами, социологами.
Особенность социологического подхода заключается в том, что язык рассматривается как социокультурная ценность, а ценности выступают связующим звеном между поведением личности, социальных групп и общества в целом (B.C. Бакиров). В этой связи особое значение имеет анализ мотивации к овладению различными иностранными языками.
Актуальность
В современном едином геополитическом и информационном пространстве плоды культуры становятся все более интернациональными, все возрастающее число индивидов путешествуют вокруг' земного шара, идеи и материальные блага циркулируют с легкостью, еще немыслимой два поколения назад. К началу XXI века шесть из десяти человек в мире либо переедут из страны в страну, либо из одного региона страны в другой внутри страны и будут жить и работать в окружении не родного, а другого
17
публикациях. В завершенном целостном виде они были представлены и одобрены совместным заседанием кафедр психологии и социальных технологий, инноваций и управления социологического факультета Алтайского госуниверситета.
18
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения
иностранных языков в контексте социокультурных ценностей
общества
1.1. Теория и методология анализа роли иностранных языков в системе социокультурных ценностей
Проблема изучения и овладения иностранными языками сегодня в нашем обществе стоит как никогда остро. Открытость общества, плюрализм стилей и форм общественной и личной жизни, расширение внешних политических, экономических и культурных контактов вызвали небывалый интерес к изучению и овладению иностранными языками. В 1980 - 90-х годах в нашем обществе начались и продолжаются до сих пор значительные перемены во всех сферах соци&пьной жизни. Общество стало открытым, появилась возможность узнать мир и предоставить такую же возможность странам мирового сообщества в отношении России. Продолжают активно развиваться политические, экономические, культурные контакты как на государственном, так и на личном уровне. Анализ социокультурной ситуации и наблюдение за динамикой текущих процессов подтверждают правомерность точки зрения Л.Г. Ионина [34, с. 190-193] на современное состояние нашей культуры, когда наблюдается её выход на новый виток развития - от моносгилистической культуры тоталитарного общества - к полистилистической культуре демократического. При этом плюрализм трактуется как культурное разнообразие, выступающее как единство, и одновременно «культурное единство, выступающее как разнообразие мнений, ценностей, концепций, реальных движений и т.д., доходящее до масштабов политической свободы во всех ее формах, свободы творчества, научных концепций и т.д.» [5]. Плюрализм включает диалог', полифонию,