Ви є тут

Влияние культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан

Автор: 
Лучшева Людмила Владимировна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193782
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение...............................................................3
1. Теоретико-методологические основы исследования этноса и этнокультурной политики.................................................20
1.1. Этнос и этничность: анализ основных подходов......................21
1.2. Самосознание как фактор динамики этносоциальных процессов.........36
1.3. Культурная политика: основные модели..............................50
2. Культурная политика в Республике Татарстан и практика
её реализации..........................................................67
2.1. Влияние культурной политики на изменения статусных позиций русской культуры Республики Татарстан (нормативно-правовой аспект) 67
2.2. Тенденции развития русской этнической группы и ее культуры
в современных условиях Республики Татарстан ...........................84
3. Изменения в этническом статусе русских Республики Татарстан как результат воздействия культурной политики............................. 107
3.1. Изменения и современное состояние социальной позиции
русских Татарстана.....................................................107
3.2. Влияние региональной политики на формирование этнического
самосознания русских Татарстана........................................ 127
Заключение............................................................. 147
Список источников и литературы.........................................155
Приложение.............................................................177
3
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В условиях Советского Союза центральной властью была осуществлена попытка конструирования единого советского народа. Отводимая в этом процессе самому многочисленному в стране русскому этносу роль противоречила его собственным интересам. В разное время он становился то «должником», то «старшим братом», то «имперской нацией» для многочисленных народов Союза.1 Последствия такой политики привели к тому, что русские оказались наиболее интегрированными в общесоюзные процессы, постоянный отток русских со своих этнических территорий усиливал их деэтнизацию.
После распада Советского Союза в развитии народов наблюдается всплеск этнического и религиозного самосознания. Суверенизация национальных республик Российской Федерации позволила политической и культурной элите титульных этнических групп поставить в приоритетное положение свою культуру и язык, русскому же языку и культуре пришлось несколько потесниться.
В Республике Татарстан после неспокойных политических событий 1990-1992 гг. активность татарского национального движения пошла на убыль, развернувшаяся дискуссия о национал ыю-кул ьтурной идентичности
республики закончилась официально принятой мул ьтикультурал и стекой политикой.
Руководством республики эта политика часто подается в качестве образца успешного развития этнических культур и их взаимодействий. На практике же декларируемая политика не всегда соответствует действительной. Целый ряд
’ См. например: Троицкий Е.С. Русский народ с поисках правды и организованности. - М.,1996. - С. 43; Барсенков A.C. Русский вопрос в национальной политике. XX век / A.C. Барсенков, А.И. Вдовин, В.А.Корецкий. - М., 1993. -С 108-112 и др.
2 См. например: Шайхитдмкова С.К. Этнонациональные ценности и ориентации культурной элиты Татарстана: опыт культурологического анализа свободных интервью /Постсоветская культурная
трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. - Казань, 2001. •- С. 77-82.
17
культурной политики для объяснения механизмов регуляции развития этносов. Кроме того, в работе интегрировано одно из новейших представлений к теоретическим подходам понятия «этнос». Результаты авторского исследования вносят вклад в социологию культуры, этническую социологию, теорию конструктивистского структурализма природы этноса и этнического самосознания, социологию управления. Отдельные выводы могут послужить исходным пунктом специальных научных исследований, например, взаимосвязи динамик социальных процессов больших и малых этносов, разработки стратегий и теоретических моделей государственной культурной политики.
Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования, анализы, выводы могут быть использованы государственными структурами, которые непосредственно занимаются этнокультурной политикой, разработкой документов по сохранению и развитию этнической культуры в республике Татарстан, а так же в регионах с иными титульными этносами, решением вопросов повышения грамотности и культуры русского языка. Результаты так же могут быть использованы при разработке учебной программы по курсу этнической социологии, в учебном процессе, в качестве справочного материала.
Кроме того, основные выводы могут найти применение для разработки программ по возрождению и развитию русской культуры в регионах с титульными этносами.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существующие в рамках этнологии и этнической социологии теории этноса позволили выделить концепцию габитуса П. Бурдье в качестве наиболее адекватного методологического подхода при изучении этносоциальных процессов русской части населения Республики Татарстан. Теория Г1. Бурдье дает возможность изучать этническую группу как результат двойного структурирования, где объективно существующий этнос взаимодействует с субъективным восприятием его индивидуумом.
18
2. В условиях отсутствия государственной этнонациональной политики современная культурная политика, определяясь общеполитическим устройством государства, является средством регулирования этносоциальных процессов.
3. Индикатором влияния государственной культурной политики на этносоциальные процессы русской части населения Республики Татарстан является состояние их этнического самосознания, проявляющегося в отношении к собственной культуре и языку, в этнической консолидации и способности отстаивать собственные интересы.
4. Дисбаланс в региональной культурной политике, где приоритетные позиции, начиная с начала 1990-х годов, занимают татарский язык и культура, обозначил социальное неравенство статусов русской и татарской этнических групп. Отсутствие социально-культурной поддержки русского населения в этнотитульных регионах со стороны федерального центра не способствует сохранению и развитию региональной самобытности русской культуры.
5. Современные социальные институты, существующие в условиях Республики Татарстан, оказались неспособными к осуществлению этнической социализации русской молодежи, как наиболее активной части населения, определяющей тенденции развития этнокультурных процессов.
6. Этническая перегруппировка в политической, экономической и творческой элите региона, приоритетное развитие татарского языка и культуры сначала обозначили дистанцированность, а затем приспособление к ситуации в силу растущей индифферентности русских к собственной культуре и языку. Размытость основных элементов этноса, таких как самосознание, религиозность, язык и культура, для русской части населения Республики Татарстан становится характерным явлением.
Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских междисциплинарных научных конференциях: «Седьмые Вавиловские чтения «Глобализация и проблема национальной безопасности России в XXI веке», Йошкар-Ола, декабрь 2003 г., «Восьмые