СОДЕРЖАНИЕ
Введение ------------------------------------------------------ 2 стр.
Глава 1. Профессиональная переориентация безработных женщин как социокультурная проблема
1.1.Сущность и основные подходы к профессиональной переориентации в свете культурных изменений в обществе----------------------- 12 стр.
1.2.Инновационные подходы в профессиональной переориентации безработных женщин-------------------------------------------------31 стр.
1.3. Особенности профессионального обучения взрослых в контексте профессиональной переориентации 53 стр.
1.4.Формирование новой профессиональной культуры Государственной службой занятости----------------------------------------------66 стр.
Глава 2. Социокультурные преобразования и технология формирования духовных потребностей в профессиональной деятельности
2.1. Индивидуально-типологические особенности безработных женщин-----
----------------------------------------------------------- 80 стр.
2.2. Технология сопровождения профессиональной переориентации безработных женщин 93 стр.
2.3. Моделирование программ, направленных на содействие женской занятости 107 стр.
2.4. Предпринимательство как высшая форма проявления трудовой культуры ---------------------------------------------------------119 стр.
Заключение..................................................129 стр.
Список литературы-------------------------------------------135 стр.
Приложение--------------------------------------------------147 стр.
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход России к рыночным отношениям привел к возникновению ряда проблем в сфере социальнотрудовых отношений. Спад производства и нарушение хозяйственных связей; закрытие части предприятий, учреждений; усилившиеся миграционные процессы и структурное перераспределение рабочей силы - вот основные причины массовой безработицы в России.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства, способствующую повышению конкурентоспособности и экономической активности населения. Рынок труда стал более динамичным: смена устаревших специальностей современными; рост числа специальностей, требующих высокой квалификации; постоянное повышение требований к уровню знаний, умений и навыков работников; более комплексная профессиональная специализация; необходимость инновационного мышления. Данная ситуация заставляет безработного повышать собственную конкурентоспособность за счет повышения квалификации, овладения новыми или дополнительными навыками, дополнительной специальностью, переподготовки и переобучения; менять профессиональную деятельность, профессиональную направленность. Вынужденная смена профессии, переобучение с целью трудоустройства являются основными этапами процесса профессиональной переориентации безработных.
По данным федеральной государственной службы занятости в Российской Федерации более половины безработных составляют женщины. Так на 1 января 1998 г. состояли на учете в службе занятости - 62,9% женщин, а на конец 2000 года из общего числа безработных, состоящих на учете в службе занятос ти, уже 68,9% составляют женщины. По возрастным группам на конец 1998 года, от 30 лет до предпенсионного возраста женщины составляли - 64%, по уровню образования 12% женщин имели выс-
14
Следуя М.С. Кветному , мы рассматриваем деятельность как потребности и интересы, цели и задачи, а также типы деятельности по характеру взаимодействия субъекта: практическая преобразовательная, духовнопознавательная, духовно-оценочная.
А.К. Маркова6 выделяет две стороны профессиональной деятельности:
- какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.;
каким образом, с помощью каких приемов он достигает поставленной цели, какие технологии и средства использует - знания, мыслительные операции,способности.
В данном контексте следует обратиться к рассмотрению понятий «мотив» и «потребность».
"Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость"7.
Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, существует определенная иерархия потребностей: от низших к высшим, от физиологии к самоутверждению. С потерей работы человек утрачивает возможность удовлетворять потребности высших уровней - в самореализации; ограничивается реализация потребности в социальных контактах; затрудняется реализация потребностей низших уровней. Целостная иерархия мотивов нарушается.
А. Маслоу сгруппировал человеческие потребности и на основе этого выделил пять основных уровней ("пирамида Маслоу"):
1. витальные потребности (от латинского уйа - жизнь) - физиологиче-
5 Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). - Са-
ратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. - С. 153 Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
70никеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -С.345
15
ский уровень потребностей, характеризующий биологическое естество человека: потребности в нище, отдыхе, движении, жилье, защите от стихийных бедствий и сил природы;
2. потребность в безопасности и защите от насилия и угроз - человек
сопротивляется всему, что ставит под удар его жизнь, социальный статус,
права, личное достоинство, его семью, экономическую стабильность;
3. потребность в общении, привязанности и любви;
4. потребность в признании и уважении:
• психологический подуровень - потребность в высокой самооценке, которая включает уверенность в своих силах,
• самостоятельность, компетентность в решении проблемных ситуаций, профессиональное мастерство, достаточный уровень образования и т. д.;
• социальный - потребность в соответствующем социальном статусе, престиже, высокой профессиональной репутации;
5. потребность в самовыражении, реализации своих способностей и талантов, потребность в творчестве.
Удовлетворение низших потребностей постепенно приводит человека к осознанию "истинных" ценностей и позволяет на этой основе осуществить полную реализацию личности.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
ПРЕСТИЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: уважение, самоуважение, престиж, статус
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: общения, принадлежности и т.д.
БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗАЩИЩЕННОСТЬ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: пища, одежда, отдых и т.д.
Рис. 1. Лестница потребностей по А. Маслоу
А. Маслоу считает, что актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня, поскольку их удовлетво-
- Київ+380960830922