Ви є тут

Формирование ценностных ориентаций студентов в период обучения в высшем учебном заведении

Автор: 
Шарова Екатерина Борисовна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193567
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. Механизм формирования ценностных ориентаций как факторов, детерминирующих мотивацию и поведение личност и студента.........9
1.1. І Іоиятие ценностных ориентаций, их основные характеристики и классификации..............................................9
1.2. Источники формирования ценностных ориентаций современных студентов.......................................................37
Глава 2. Ценностно-ориентационная база современного студенчества (по результатам социологических исследований).......................69
2.1. Особенности и основные характеристики студенчества как определённой социально-демографической группы..............69
2.2. Социапьный облик, статусные характеристики современного студента...................................................98
2.3. Формирование ценностных ориентаций студентов в период обучения в вузе (на примере г. Тюмени)....................121
Заключение.......................................................157
Список использованной литературы.................................166
Приложения
182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема изучения ценностных ориентаций, как системы моральных и социальных установок, определяющих отношение человека к действительности, является одной из ключевых в современной науке. Определяя ценностные ориентации, как разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и её поведение, учёные пытались определить влияние ценностных ориентаций на мотивацию поведения, выявить теоретические аспекты влияния ценностных ориентаций на жизнь каждого человека и всей общественной системы в целом, определить классификацию ценностных ориентаций. Но помимо теоретического осмысления ценностных ориентаций и их роли в формировании личности и жизни общества в начале прошлого века большое внимание стало уделяться эмпирическим исследованиям, определяющим ценностные ориентации различных категорий населения, значительное место в которых занимало изучение ценностей и социальных предпочтений молодёжи.
В настоящее время российская молодёжь оказалась в сложнейшей ситуации: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. И на переломном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди, их представления о настоящем и будущем. Немаловажным видится изучение ценностных ориентаций студенчества, как молодёжной группы, которая во все времена являлась носителем прогрессивных идей и отличалась более высоким уровнем интеллектуального развития. Часто студенческая молодёжь модернизирует общественное сознание, привнося собственные ценностные ориентиры, модели поведения, стереотипы мышления, отличные от общепринятых. И исследованию ценностных ориентаций студентов должно придаваться большое значение, так как от них будет зависеть модель жизнеуст-
з
блюдать индивидуальные ценности, формирующиеся под воздействием его личностных характеристик.
Таким образом, можно сказать, что, «ценность - это субъектно-объектная реальность». [179, 221] «Приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что только нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чём он усматривает объективную ценность». [69, 211]
А.Г.Спиркин, И.Кант подтверждают мысль о том, что ценностные ориентации являются индивидуальными личностными образованьями, но они подвержены влиянию коллективного сознания, общественного мнения и формируются под воздействием условий внешней среды. По мненшо диссертанта, ценностные ориентации определяются как личностью их носителя (индивида), так и нормами и моральными устоями эпохи, местности в которой он проживает. Каждый человек согласно своим внутренним характеристикам и уровню воспитания является носителем и приверженцем определённых ценностных ориентаций. Немаловажную роль здесь играют факторы внешней среды: социокультурные характеристики общества, членом которого является индивид; социально-бытовые условия жизнедеятельности; уровень и качество воспитания и образования и т.д. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что ценностно-ориентационный мир личности является результатом синтеза двух факторов: внутриличностного и внешнеориентационного.
Проанализировав вышеперечисленные определения ценностных ориентаций, диссертант даёт собственные определения, опираясь на предположение о том, что ценностные ориентации можно понимать в узком и широком смысле. В широком смысле ценностные ориентации - это нравственные установки, которые являются фундаментом личностного самоопределения каждого человека и формируются под воздействием внешней среды. То есть, это моральноориентационная база каждого человека, которая регулирует его взаимодействие с окружающей средой и лежит в основе мотивов его поступков.
17
Ценностные ориентации здесь выступают как фундаментальные личностные образования, моральные установки, являющиеся глубоким пластом самосознания индивида и зависящие от воздействия микросреды (воспитание, система моральных установок ближайшего окружения). На этом уровне ценностные ориентации закладываются в систему личностного восприятия индивидом неосознанно, под воздействием ближайшего окружения, то есть здесь в процессе социализации индивид впитывает моральные установки, этические нормы, правила поведения не градируя их, а воспринимая как должное. Эти ценностные ориентации впоследствии составят фундамент личностного самоопределения в данной системе общественных отношений и далее в процессе жизнедеятельности индивид, будет частично их преобразовывать в соответствии со своим личностным восприятием действительности.
Б узком смысле ценностные ориентации - это критерии, по которым индивид оценивает окружающую действительность и выбирает наиболее приемлемую для себя модель поведения. Здесь к фундаментальным моральным установкам, которые формируются в результате внешнего воздействия (воспитание, микросреда) присоединяется личностный фактор - характер, темперамент, воля и т.д. Синтез этих факторов и является ценностным ориентиром индивида, который регулирует его поведение в повседневной жизни, ценностные ориентации здесь выступают в качестве наиболее благоприятных для индивида выборах его дальнейших жизненных приоритетов.
Ценностные ориентации как философская категория развивались в рамках такой науки, как аксиология. Но прежде чем сложиться в её современном виде, это философское направление прошло исторический путь развития. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, «высшие ценности носят абсолютный характер», то с точки зрения представителей софистов «все ценности индивидуальны и относительны». Это вытекало из их основного тезиса: «Человек - есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля,
18