Ви є тут

Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России

Автор: 
Ипатова Лиана Петровна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193755
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРИЙ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ ............................................17
1.1. Факторы, влияющие на процесс религиозного обращения..................................17
1.2. Стадии религиозного обращения........................................................21
п 1.3. Типологии религиозного обращения.....................................................24
1.4. Типологии православной религиозности.................................................31
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.........................................................38
2.1. Общая теоретико-методологическая база................................................38
2.2. Биографический метод как способ изучения религиозного обращения......................46
2.3. Методы проведения полевого исследования и анализа эмпирического материала............48
ГЛАВА 3. ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН ...................................................................................68
3.1. Основания созданной типологии...................................................... 68
3.2. Типы религиозного обращения..........................................................71
£ 3.2.1. «Традиционный».................................................................73
3.2.2. «Трагический»..................................................................81
3.2.3. «Ищущий».......................................................................89
3.2.4. «Интуитивный».................................................................100
3.2.5. «Образцово-показательный».....................................................108
3.2.6. «Протестный» или «бунтующий»..................................................116
3.2.7. «Спасающийся».................................................................125
3.2.8. «Детский».....................................................................134
3.3. Исследовательская триангуляция: сравнительный анализ с типологиями других
исследователей.........................................................................143
3.3.1. Триангуляция с типами религиозного обращения..................................143
3.3.2. Триашуляция с типами православной религиозности...............................147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................152
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:........................................................160
1. Библиография......................................................................160
2. Биографические интервью...........................................................166
3. Письменные свидетельства..........................................................167
+ Приложение 1. Таблицы статистических данных по уровню религиозности в РФ.................169
Приложение 2. Путеводитель биографического интервью......................................177
с
3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение причин и следствий обращения в православие наших современников, отличительные черты православной религиозности в настоящее время интересуют многих. Подобная ситуация закономерна и во многом объясняется усилением влияния православных традиций на состояние культуры и духовной жизни всего российского общества. В 1990-е годы Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП) как институт приобрела значимый вес во внутренней жизни страны. В настоящее время ее рассматривают как одну из главных, если не главную, носительницу национальной культуры и нравственности.
Являясь важным для России 90-х годов феноменом, массовое религиозное обращение отразило в себе радикальное изменение постсоветского общественного сознания. К началу XXI века около 60% населения страны, еще недавно именовавшей себя страной «победившего атеизма», стали признавать себя верующими1. Возрождение православия в качестве доминирующего
О о
вероисповедания страны , произошедшее в первой половине 90-х годов , на эмпирическом уровне выражалось, прежде всего, в религиозном обращении (конверсии) наших прежде неверующих и/или нецерковных сограждан: многие вспоминали о том, что были крещены в детстве, многие - приходили к крещению в сознательном возрасте. Важно отметить, что большую часть новообращенных, - примерно две трети, - составили женщины.
В течение последних лет дискурс православия и его практики незаметно, > но прочно вошли в нашу повседневность и существенно изменили контекст
современной микросоциальности. Взаимоотношения с Православной Церковью
1 См. Таблицу 5 Приложения 1.
2 В 2002 г. по данным Левада-Центра православными себя считали 57 % россиян, по данным ФОМ - 58% (88; 86]. В 2003 г. по результатам исследования РОМИР доля православных среди наших соотечественников составила 71% [80].
3 Динамику этого процесса см.: Приложение 1.: Таблицы 1-5; Дубин Б., 1999 [37]; Каариайнен К., Фурман Д., 2000 [48, с. 17,19]; [88].
16
условий своей социальной / биографической ситуации как часть индивидуального биографического проекта.
• Типичные социальные / биографические ситуации, определяя поведение человека, задают типичные модели религиозного обращения.
Практическая значимость работы. Результаты проведенного исследования расширяют представление о социальной стороне феномена религиозного обращения и могут быть использованы в научно-исследовательской практике.
Во-первых, в исследовательских проектах, посвященных анализу форм религиозного обращения и религиозной жизни в различных конфессиях и деноминациях, выделенные типы могут играть роль теоретического инструментария.
Во-вторых, для дальнейших исследований современного православия настоящая работа может служить как примером теоретической концептуализации актуального состояния поля, так и источником глубоких и достаточно труднодоступных биографических данных.
И, наконец, проведенное исследование целесообразно использовать в качестве учебного материала в курсах по социологии религии, а также по социологии культуры и духовной жизни.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
17
ГЛАВА 1. ОБЗОР ТЕОРИЙ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Осмысление феномена религиозного обращения (конверсии), его причин, смыслов и следствий, как в масштабах всего общества, так и в масштабах биографии отдельного человека требует изучения существующих в данном предметном поле теоретических концепций. В настоящей главе рассматриваются основные положения из наиболее влиятельных теорий религиозного обращения (У. Джеймса, Дж. Лофланда и Р. Старка, Дж. Лофланда и Н. Сконовда, Б. Килборна и Дж. Ричардсона, Л. Рамбо), кроме того, упоминается ряд менее известных исследований. В заключение приводятся типы религиозности, характерные именно для русского православия.
1.1. Факторы, влияющие на процесс религиозного обращения
Наиболее раннее из известных нам исследований, посвященных обнаружению факторов, влияющих на религиозное обращение, было проведено 1928 г. в Индии. Группа ученых под руководством Васкома Пикетта провела опрос почти 4000 человек, обратившихся (из индуизма) в христианство. Целью опроса было выявление основных мотивов и причин обращения. Респонденты могли выбирать из сорока стандартизированных ответов, а также давать свои варианты ответа. Все ответы были поделены на четыре основные группы мотивов обращения [145; цит. по 134, р. 626-630]:
1) духовные мотивы (34,8% от всех опрошенных) - например, «поиск спасения», «желание узнать Бога», «найти мир душе», «потому что я поверил в
ф
Иисуса», «любовь Бога привела меня» и т.д.;
2) секулярные мотивы (8,1%) - всевозможные варианты житейских выгод связанных с обращением, например, получение материальной помощи, образования, медицинского и сельскохозяйственного обслуживания благодаря