Ви є тут

Новые бедные в современной России: социокультурный анализ

Автор: 
Бойченко Владимир Алексеевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272153
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Глава Г Бедность: поиск адекватной методологии анализа...............17
1.1. Ограниченность традиционных методик
выделения бедных слоев как объекта анализа......................17
1.2. Исследование бедносги в социологии:
от социоструктурного к социокультурному анализу................36
Глава 2. Бедность в современной России
как социальная реальность....................................56
2.1. Трансформация социально-экономической
системы России как фактор формирования бедности.................56
2.2. «Новые бедные» в России: общая характеристика...................73
Гпава 3. Культурное измерение бедности
в современной России.........................................89
3.1. Стиль жизни «новых бедных»......................................89
3.2. Ценностные ориентации «новых бедных»...........................109
Заключение..........................................................137
Литература..........................................................141
2
Введение
Актуальность темы. Проведение современных системных реформ в российском обществе, нацеленных на модернизацию, вызвало заметные изменения во всех сферах функционирования общества. Реализация модернизационного проекта предполагаег увеличение экономических и политических возможностей общества посредством рационализации всех сторон социальной жизни. Как отмечает известный американский социолог Рональд Инглхарт: «Модернизация обладает большой привлекательностью благодаря тому, что она позволяет обществу двигаться от состояния бедности к состоянию богатства. Соответственно, ядром процесса модернизации является индустриализация; экономический рост становится доминирующей социетальной целью, а доминирующую цель на индивидуальном уровне начинает определять достижительная мотивация».1
Вместе с тем, системные реформы, проводимые в России уже на протяжении полутора десятка лет, демонстрируют в настоящее время обратный результат: свертывание индустриального сектора экономики, значительный спад общественного производства, обеднение значительных слоев населения. Но оценкам экспертов, процесс переструктурирования российского общества, в течение которого в основном сформировались различные по своему достатку социальные слои, завершился в 1996 г. Слой обеспеченных людей стабилизировался на уровне 10%. При этом ярким показателем характера переструктурирования общества выступает углубляющаяся поляризация имущественных слоев: с марта 1994 г. по сентябрь 1998 г. коэффициент, показывающий отношение суммарного размера самого богатого и самого бедного слоев к размеру среднего но имуществу слоя, возрос с 42% до 118%. При сохранении устойчивости зажиточного слоя происходи! сползание в нищету значительной части
1 Инглхарт Р. Постомодерн: меняющиеся ценности и «вменяющиеся общсства/Я1олис. 1997. №4. С.9.
3
> рассмотрены культурные критерии дифференциации населения современной России на различные по уровню доходности социальные группы, в качестве которых выступает наличие (отсутствие) у личности ценностей и мотивационных установок достигательного характера;
> обоснован вывод о том, что массовое экономическое обеднение профессиональных слоев, занятых в сфере производства культурного капитала общества, порождает имитацию содержательной стороны деятельности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Традиционные подходы к выделению бедных социальных слоев, делающие акцент на выявлении материальных условий их жизни, не вскрывают социокультурную сущность этого явления, ставя его в зависимость либо от норм потребления, обеспечивающих биологическое выживание индивида, либо от сравнения с уровнем жизни, обеспечиваемым экономическими условиями функционирования конкретного общества. Переход к анализу бедности как культурному феномену предполагает дополнения традиционных методов социокультурным анализом, который позволяет выявить не только внешние рамки явления, но его содержательные характеристики (ценностные ориентации, мобилизационный и мобильный потенциал бедных слоев) и культурные последствия для общества.
2. Либерально-монетаристская модель реформы социально-экономической сисгемы России обусловила уход государства из сферы регулирования производительного сегмента экономики (производство товаров и услуг), что явилось основной причиной обнищания значительных масс населения страны и появления «новых бедных» слоев. В отличие от традиционно бедных слоев, существование которых обусловлено половозрастными характеристиками, особенностями здоровья, спецификой организации семьи индивидов, «новые бедные» формируются за счет занятых в
13
жизненно важных отраслях социокультурного воспроизводства -индустриальном секторе (включая ВПК), медицине, образовании, науке.
3. Социальные условия жизни «новых бедных» производим от общей социально-экономической ситуации в стране и проявляются в: а) снижении доходов и падении заработной платы в ее реальном выражении; б) снижении уровня повседневного потребления (необходимых продуктов питания, медицинских, рекреационных, культурно-досуговых и образовательных услуг) и свертывании спектра потребностей. Данные обстоятельства порождают развитие негативной тенденции в сфере социального самочувствия. У представителей бедных слоев, испытывающих кризис самоидентификации, снижается жизненный тонус; конституируется особый стиль жизни, характеризующийся сужением социальных контактов, выбором деструктивных или пассивных стратегий выживания, частичной или полной утратой физического и духовного капитала (здоровья, образования, профессионализма), без перспектив его восполнения.
4. Сущность бедности как культурного феномена лежит не в формально-экономических показателях доходов тех или иных групп населения, а в отчуждении индивида от собственно культурных форм деятельности -процесса и результат труда, общения, освоения всего многообразия проявлений достижений культурно-исторического развития общества, а также от перспективы восходящей вертикальной мобильности и гражданской активности. Отчуждение является следствием разрушения потребностей высшего характера - смысложизненных, сформированных предшествующими этапами исторического развития. Утрата последних блокирует возникновение позитивных мотиваций и ценностных ориентаций, позволяющих за счет мобилизационных возможностей индивидов реализовать инициативно-активистские формы профессиональной и социальной деятельности.
14