Ви є тут

Игровая зависимость как социокультурное явление в современном обществе

Автор: 
Шепель Юрий Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
192
Артикул:
193317
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ..............................14
1.1. Основные подходы в исследовании зависимого поведения как формы девиации.............................................14
1.2. Типология форм зависимого поведения...................28
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИГРОВОЙ
ЗАВИСИМОСТИ.......................................47
2.1. Играизация как форма социальной практики..............47
2.2. Азартные шры и игровая зависимость как составляющие
досуговой сферы современного общества......................58
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ
УРОВНЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ......................76
3.1 .Социальные и психологические характеристики портрета
игромана..................................................76
3.2.0сновные направления социальной реабилитации
игрозависимых индивидов....................................91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................149
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................169
0/
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.
С расширением глобализационных процессов в мире, в обществе происходит ослабление традиционных социальных связей, активно формируется общество тотального потребления.
Социально-политические и экономические трансформации современного общества сопровождаются серьезными психологическими потрясениями, социальными и духовными девиациями. Испытывая эмоциональные сверхнагрузки и стрессы, социально активные индивиды ищут новые, более радикальные формы релаксации, иные способы проведения досуга. Во всём мире сегодня отмечается необычайный рост индустрии досуга, а азартные игры стали отдельной социальной и культурной сферой - хорошо организованной сферой досуга.
В результате активного вовлечения в азартно-игровую сферу сформировался новый вид зависимого поведения - «игромания», характеризующийся социокультурными девиациями и признанный специалистами Всемирной Организации Здравоохранения такой же проблемой, как наркомания.
Согласно зарубежным социологическим исследованиям в настоящее время этой социальной патологией только в России страдает до 2 млн. человек. Это связано с легализацией и практически бесконтрольным функционированием (до недавнего времени) шровой сферы.
Игромания представляет собой сложное социокультурное, социопсихологическое явление, в котором действующими лицами является не только индивиды, непосредственно занимающиеся азартными играми (игроманы, игрозависимые), но и члены их семей, родственники, друзья (созависимые).
3
возникновению новых социальных и материальных потребностей, в сфере которых возможно появление девиации. Так распад СССР и переход новых стран к системе рыночных отношений способствовал появлению новых видов социальных зависимостей, девиаций, таких как азартноигровая зависимость, интернет-зависимость со, всеми вытекающими отсюда ранее известными видами девиации.
Говоря о зависимом поведении нужно иметь в виду, что современное общество допускает наличие субкультурной девиации, то есть явления, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам основной культуры данного сообщества. Для понимания различных факторов поведения в социологии используются два понятия: «конформизм» и «нонконформизм». Таким образом, социология девиантного поведения, рассматривая специфические причины порождения отклонений, исходит из того, что субъект знает о существовании обязательных для него норм, но оценивает их либо с конформистских, либо с нонконформистских позиций. Такой подход позволяет провести типологизацию девиантного поведения.
В современной социологии за основу типологии девиантного поведения принято брать классификацию, предложенную Р. Мертоном в сборнике его работ, «Социальная теория и социальная структура».
Мертон попытался приложить дюркгеймовское понятия аномии и социальной солидарности; к анализу социальной реальности США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах,-стал культовой идеей нации. При этом хорошее образование, денежная работа, имели общественное одобрение и рассматривались как средство к достижению «американской мечты». И никакой проблемы не было, если бы все американцы имели равный доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Однако малоимущим и представителям национальных меньшинств, как правило,
недоступны ни хорошее 'образование, ни высокооплачиваемая работа.
18
Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе, что, конечно, удается далеко не всем, то непреодолимые ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков в силу того, что они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными, социально нормативными средствами. «Неудачники» пытаются добиться социального успеха любыми средствами, включая асоциальные, как азартная игра, или даже преступные, как продажа наркотиков.
Такого рода социальное поведение вполне укладывается в американские модели достижения социального успеха. Социальная система предоставляет всем и каждому шанс. Достаточно узнать, что такое Лас-Вегас, чтобы в этом убедиться.
•Однако самого по себе отсутствие возможностей для достижения материального благополучия недостаточно для создания социальных условий развития девиаций. Только тогда, когда общество провозглашает стандарты символов успеха для всех своих членов, ограничивая при этом доступ к социально признанным средствам достижения такого успеха, возникают условия и * внутренняя мотивация для асоциальною, девиантного поведения.
Таким образом, суть мертоновской типологии состоит в принятии или непринятии «культурных целей» и «институализированных средств» [43. С. 107], которые, в случае перемены этих ценностей или возможных способов адаптации к институализированным ожиданиям, определяют различные виды отклонений. Мертон выделил пять реакций на дилемму цели — средства, > четыре из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии. Исходя из этого, типология девиантного поведения различает пять видов.
19