Ви є тут

Социокультурная динамика российской аудитории телевидения

Автор: 
Полуэхтова Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация доктора социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
408
Артикул:
193347
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................. 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурной динамики телевизионной аудитории..................... 26
1.1 Концепции взаимодействия телевидения и общества в западной социологии............................................. 26
1.2 Социологические концепции телевизионной аудитории £1
1.3 Методологические особенности исследования телевизионной аудитории....................................................... 99
Глава 2. Социокультурная динамика телевидения как социального института............................................................ ИЗ
2.1 Модели организации и функционирования телевидения в различных социальных условиях.......................... 113
2.2 Особенности институционализации отечественного телевидения и его социокультурная динамика..................... 141
Глава 3. Исследования аудитории телевидения в России: состояние и проблемы.......................................................... 166
3.1 Становление и развитие социологических исследований телеаудитории в России......................................... 166
3.2 Проблемы институционализации российской социологии Телевидения.................................................... 1££
3.3 Концепция социокультурной динамики аудитории телевидения в современном обществе............................. 201
Глава 4. Российская аудитория телевидения в условиях социокультурных изменений............................................ 2П
4.1 Доступность и место телевидения в повседневной жизни
россиян.................................................... 211
4.2 Количественные характеристики российской телсаудитории... 233
4.3 Дифференциация контентных предпочтений и практик телепотрсбления................................................ 254
4.4 Телевидение в восприятии и оценках зрителей................ 274
6-У
Глава 5. Динамика телепрсдложсння и телепотребления россиян... 286
5.1 Жанрово-тематическая структура телеэфира.................. 286
5.2 Эволюция кинопрограмм телевидения в период коммерциализации............................................... 292
5.3 Динамика кинопредпочтений российских телезрителей 314
5.4 Новости на телеэкране и в телепотреблении россиян......... 330
5.5 Телеменю: диалектика спроса и предложения................. 334
Заключение......................................................... 341
Список источников и литературы..................................... 344
Приложения......................................................... 3^7
3
прежде всего, касается телевидения, которое получает свою финансовую поддержку главным образом от рекламодателей.
Эту тенденцию отмечаю!* и другие исследователи, в частности Д. Ричстэд и М. Андерсон, которые утверждают, что новости на Западе создаются не на идеологической, а на коммерческой основе и именно поэтому являются нейтральными, представляя собой легко продаваемый и покупаемый информационный товар51. «На деле же американские новости благодаря этой “доктрине объективности” становятся все более и более консервативными, а не подлинно нейтральными...», — пишет Б. Багдикян55. Но «безыдейность» и стереотипность информации в конце концов способны девальвировать общественную миссию новостей настолько, что телевидение рискует остаться вообще без массовой аудитории. Чтобы этого не случилось, в потоки стерилизованной информации «впрыскиваются» сенсационные сообщения, содержащие шокирующие сведения о разного рода актах насилия и преступлений, сексомании и порнографии, нигилизма и пр., чтобы таким способом привлечь внимание публики.
В конце концов рекламное спонсорство привело к тому, что телевидение, по мнению многих исследователей, стало существовать для производства не столько программ, сколько аудитории, которую можно было бы перепродавать рекламодателям. В частности, американский исследователь Д. Смайт одним из первых заявил в конце 1970-х годов о том, что товаром СМИ выступает аудитория. По его мнению, медиакомпании производят, конструируют и «доставляют» аудиторию рекламодателям, а содержание СМИ в связи с этим становится способом привлечь аудиторию. Следовательно, работа по созданию аудитории есть главный продукт СМИ. Таким образом, содержание массмедиа
54 См.: Crisis in International News Policies and Prospects / Ed. by J. Richstad, M. Anderson. N. Y., 1981.
55 Багдикян Б. Цит. соч. С. 132.
39
используется для конструирования аудитории и рекламодатели платят СМИ за
56
услугу предоставления доступа к этой аудитории .
В отличие от социологов Франкфуртской школы, которые анализировали процесс коммодификации (от англ. commodity - товар, произведенный для реализации), продуктов культуры в капиталистическом обществе, Д. Смайт ввел концепцию «товара» применительно к аудитории. Процесс придания аудитории товарных качеств, свойств товара, произведенного для купли-продажи (т.е. коммодификация аудитории) неразрывно интегрирует медиаиндустрию в капиталистическую рыночную экономику. СМИ «встраиваются» в рыночную экономику, не только и не столько создавая специфические идеологические продукты для внедрения их в сознание аудитории, сколько выстраивая массовые и специализированные аудитории для рекламодателей. В этом положении Д. Смайт вступает в некоторое противоречие с представителями Франкфуртской школы, считавшими, что для капиталистической экономики СМИ важны как производители идеологически концентрированных продуктов. Он утверждает, что не воспроизводство идеологии, а создание, производство массовой аудитории является центральной задачей СМИ в условиях капиталистической экономики. Правда, Д. Смайт понимал это противоречие и объяснял его тем, что многие исследователи Франкфуртской школы анализировали СМИ раннего индустриального периода. Поэтому и их представления о политическом влиянии как главном продукте медиаиндустрии ограничивались эмпирической базой домонополистического капитализма. В условиях более развитого капиталистического рынка СМИ приобретают и другую роль — управления потребительским спросом, сводя в единую триаду рекламу, маркетинг и массмедиа. Отчасти эти две позиции «примирил» Р. Пикар, один из главных авторитетов американской медиаэкономикс, введя понятие «сдвоенного рынка СМИ» - товаров и услуг. На этом рынке «товары» представлены содержанием,
56 См.: Smythe D. On the Audience Commodity and its Work I I Media and Cultural Studies. Key Works. Blackwell, 2001.
40