2
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования факторов развития гендерной культуры в вузе............................23
1.1. Факторный анализ гендерно-толерантной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза...........23
1.2. Концептуальные основы изучения гендерной культуры......29
1.3. Методологические основы исследования гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза...........56
Глава 2 Диагностика гендерной культуры в информационнокоммуникативной деятельности вуза.............................70
(на примере библиотеки вуза)..................................70
2.1. Методика осуществления диагностики.....................70
2.2. Социальный «контекст» информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки.........................76
2.3. «Текст» информационно-коммуникативной деятельности библиотеки вуза...........................................94
2.4. «Подтекст» информационно-коммуникативной деятельности» 118
Раздел 3 Технология организации информационно-коммуникативном деятельности библиотеки по формированию гендерно-толерантной культуры в вузе..............................................131
3.1. Целеполагание организации информационно-коммуникативной деятельности.............................................131
3.2. Технологии изменения «контекста», «текста» и «подтекста» информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки .........................................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................168
Библиографический список использованной литературы:..........180
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................190
Приложение 1...............................................191
Приложение 2...............................................227
Приложение 3...............................................232
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Процессы, происходящие сегодня в мире, оказывают влияние на все стороны жизни общества, систему образования, в частности. В первую очередь, речь идет' о процессах глобализации, информатизации, а также культурной трансформации, частью которой является изменение гендерной культуры. Бурное развитие информационных технологий вносит кардинальные перемены в образ жизни и картину мира мужчин и женщин, в процессы социальной стратификации, так как информация становится инструментом властных отношений в целом и отношений доминирования и подчинения между мужчинами и женщинами. С одной стороны, женщины получают дополнительные возможности для достижения равенства с мужчинами, с другой, информатизация усиливает гендерную асимметрию. Процесс глобализации позволяет осуществлять обмен опытом по выбору оптимальных стратегий для осуществления эгалитарной гендерной политики, а также принимать транснациональные решения для реализации этих задач. В условиях культурной трансформации проявляется феномен «мозаичности» культуры, происходит индивидуализация жизненных стилей, в том числе и распространение различных моделей гендерных отношений. Все это приводит к осознанию важности проблем гендерной стереотипизации, затрудняющей возможности самораскрытия личности мужчины и женщины и осуществления ими жизненного выбора.
Масштабные социально-экономические и социокультурные изменения российского общества в последние десятилетия приводят к значительным переменам в сфере гендерных отношений. В сфере достижения гендерного равенства в правах (де-юре) наметился определенный прогресс: решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. одобрена Гендерная стратегия Российской Федерации1, предложены Рекомендации Министерства образования
1 Гендерная стратегия РФ // Права женщин п России. - 2004. - Ка I. - (Электронный ресурс] - Режим доступа : Н ЬПр.7/\у\у\УЛУошпс!.ги/ргауа/2004/1/4.Мт
22
карей; в ряде социально-психологических тренингов с участием библиотекарей и читателей; на дискуссиях, которые проводились на заседаниях ученого и методического советов БГТУ им. В.Г. Шухова, методического совета областного объединения вузовских и ссузовских библиотек, на кафедре социологии.
Публикации. По материалам диссертации было подготовлено и опубликовано двенадцать научных работ, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 14,3 п.л.
Структура диссертации включает введение, три главы (девять параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.
23
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования факторов развития гендерной культуры в вузе
1.1. Факторный анализ гендерно-толерантной культуры в информационно-
коммуникативной деятельности вуза Для того чтобы решить первую задачу, поставленную в диссертационном исследовании, нам необходимо определить систему факторов, влияющих на формирование гендерно-толерантной культуры в вузе. За основу мы взяли подход, предложенный белгородской исследовательницей, профессором Г. А. Ельниковой, согласно которому гендерная культура рассматривается как многоуровневая система1. Г. А. Ельникова выделяет следующие уровни гендерной культуры. По степени научности: теоретический (идеальный) и обыденный; по степени социальной общности: глобальный, универсализационный, государственный, национальный, социально-стратификационный, личностный.
Выделим следующие внешние факторы, влияющие на гендернотолерантную культуру в вузе: мировая гендерная политика; государственная гендерная политика; степень усвоения демократических ценностей гендерного равенства; национальная специфика гендерных отношений; гендерные аспекты социальной стратификации общества; гендерная идеология; степень развития научного знания в сфере гендерных исследований и его отражение в системе образования (Рис. 1). Среди внутренних факторов можно выделить гендерную политику вуза; социокультурное пространство вуза, создающее определенные ограничения или возможности для гендерной толерантности в образовательном процессе; специфику гендерных отношений в различных подразделениях вуза; гендерные аспекты информационно-коммуникативной деятельности вуза; индивидуальный гендерный опыт. Остановимся на каждом из факторов более подробно.
1 Ельникова Г. А. Гендерная культура как многоуровневая система : принципы анализа//Лидерство. Гендерные перспективы : матер. 2-й Междуиар. конф., Санкт-Петербург, 4-5 апр. 2005 г.- СПб.: СПбГУ ИТМО, 2005.- С. 51-52.
- Київ+380960830922