2
Содержание
I.Введение...................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
социокультурной идентификации личности..........................17
ф 1.1. Традиционные социологические концепции о процессе
идентификации личности.......................................... 17
1.2 Разработка понятия идентификации в отечественной
гуманитарной науке..............................................36
1.3.Социокультурная идентификация личности:
^ определение и операционализация понятия.......................... 49
Глава 2. Социокультурная идентификация личности в
современном российском обществе................................. 64
2.1. Объективные условия социокультурной
Ф идентификации россиян ........................................... 64
2.2. «Советский человек» - как субъективный фактор современной социокультурной идентификации ........................... 87
2.3. Особенности современной социокультурной
идентификации российского общества..............................104
Ф II. Заключение........................................................134
Ш.Бнблиографический список использованной литературы..............140
IV. Приложение...................................................156
Ф
Введение.
Актуальность темы исследования. Начиная с 70-годов XX столетия в мировом сообществе наметились процессы, характеризующиеся стремлением людей сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, осознать свою принадлежность к определенному народу. Это явление затронуло население множества стран на всех континентах, общество разного типа и уровня развития - от традиционного до постиндустриального. Несмотря на глобализацию и унификацию духовной и материальной культуры возрождение уникальности отдельных народов и стран выступает как одна из основных черт социокультурной динамики на современном этапе, которая проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старых обычаев и обрядов, поиска «загадочной народной души» до стремления создать или воссоздать свою собственную государственность. В этой ситуации особую актуальность приобретает анализ социокультурной идентификации как средства сознательного приобщения к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.
С другой стороны, трансформационные процессы во всех сферах российского общества конца XX века, проявляющиеся в отказе от прежних идеологических принципов социально-экономического развития и государственно-политического устройства, неизбежно отразились на самоощущении и самоопределении людей. Ломка привычной для многих людей системы ценностей привела к появлению у них чувства незащищенности. Известно, что в переходные исторические эпохи человек встает перед выбором новых жизненных ориентиров. Потеряв сложившиеся связи с макросоциальной общностью, человек ищет ту социальную группу, которая помогла бы восстановить целостность мироощущения, защитить от трудностей и превратностей жизни.
ление ориентированности на крупные социальные общности, связанные с политикой; изменение национально-государственных рамок идентификации; появление новых общностей, претендующих на выполнение ценностноориентационной и защитной функции идентификации; усложнение и усиление дифференциации социокультурной идентификации.
5. Процесс формирования новой социокультурной идентификации личности в современном российском обществе опирается на определенные объективные и субъективные факторы. При этом объективные условия социокультурной идентификации непосредственно связаны с трансформацией российского общества, его радикальными социальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности личности. В качестве субъективной основы социокультурной идентификации современной российской личности по-прежнему следует рассматривать советского человека, для которого неизбежно были свойственны черты российского менталитета. Определенная несовместимость и противоречивость объективных и субъективных факторов идентификации не позволяют рассматривать современную социокультурную идентификацию личности в качестве средства социально-психологической безопасности, стабильности и устойчивости российского общества.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные соискателем в результате проведенного исследования, содержат решение ряда актуальных вопросов, относящихся к области социологии культуры. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для дальнейшего изучения проблематики идентификации в социально-культурологическом контексте и могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения различных исследований вопросов самосознания и самоощущения российского человека.
Отдельные положения диссертации можно применить при разработке программ в области социализации подрастающего поколения, для определения мер по социальной защите личности в современном обществе.
Материалы диссертации могут быть использованы психологами и социальными педагогами для формирования условий по гармонизации взаимосвязи между отдельными составляющими личностного развития молодежи в ходе ее социокультурной идентификации.
Имеющиеся в исследовании выводы могут найти применение в педагогической практике образовательных учреждений всех типов, для разработки учебных и вариативных курсов по социологии культуры и социологии личности.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета. Отдельные положения диссертационного исследования были представлены автором на Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» (г. Армавир, 2003 г.); на Всероссийских педагогических чтениях им. A.A. Католикова (г. Железноводск, 2003 г.); августовской педагогической конференции (г. Ставрополь, 2003 г.) и 49 научно-методической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного университета (г. Ставрополь, 2004 г.).
Основные результаты диссертационной работы нашли свое отражение в пяти публикациях, общим объемом в 1,7 пл.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, примечаний и библиографического списка использованной литературы. Общий объем работы 163 машинописных страницы. Список литературы включает в себя 212 наименований, в том числе 38 - на иностранных языках.
- Київ+380960830922