Ви є тут

Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества : Социологический анализ

Автор: 
Амбарова Полина Анатольевна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
158
Артикул:
193642
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 -
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения профессиональной культуры офицеров российской армии........................... 13
1.1. Профессиональная культура как социальный феномен............. 13
1.2. Специфика военной деятельности и профессиональная культура офицера........................................................43
Глава 2. Профессиональная культура офицеров: современное состояние
и тенденции развития....................................71 -
2.1. Основные черты профессиональной культуры офицеров
в современных условиях.........................................71
2.2. Факторы формирования и типы профессиональной культуры офицеров российской армии 95 -
Заключение...................................................... 124 -
Список использованной литературы 134 -
Приложение 153 -
- 12
-70
-42
-70
- 123
-94
• 123 -133 -152
- 158
3
Введение
Актуальность темы исследования. В период кардинальных для России социально-экономических, политических и культурных преобразований обострилась проблема значимости каждого элемента социальной структуры общества. В связи с этим происходит переосмысление общественной ценности и определение качества деятельности такой профессиональной группы, какой являются офицеры российской армии.
Армия всегда имела огромное значение для российского общества. Она была и остается краеугольным камнем государственного строя. Ее офицеры -не только субъекты профессиональной военной деятельности, но и активные участники всех происходящих политических, культурных событий и процессов. При этом фактором, непосредственно влияющим на выработку ориентиров и принципов поведения и деятельности офицеров, выступает их профессиональная культура.
Сегодня, пожалуй, впервые за всю историю России, сложилась парадоксальная ситуация: при объективной необходимости вооруженных сил и военной деятельности ее общественная значимость снижается. Об этом свидетельствует сокращение в госбюджете доли расходов на армию, падение социально-экономического статуса военнослужащих, престижа офицерской профессии и в целом военной службы. Такое положение складывается в силу многих причин. Среди них - поражение в “холодной войне”, разрушение “общества готовности к войне”1 и “оборонного сознания” россиян, недостаточное внимание государства к армии и ее командному составу. Следует отметить, что использование армии для разрешения внутриполитических проблем также негативно сказалось на ее авторитете и доверии к ней. Немаловажно и то, что в условиях острого экономического кризиса и ограниченности ресурсов расходы на военную деятельность перестали быть приоритетными.
Эти процессы не могли не отразиться на социальном самочувствии и моральном духе офицеров. Они вызвали социальную напряженность, всплеск девиантного поведения. Был утерян смысл военной службы, разрушена ее идеология, а значит, произошли серьезные изменения и в профессиональной культуре офицеров. Традиционные ценностные, мировоззренческие, норма-
' Москос Ч. Вооруженные силы в “обществе отрицания войны'' //Армия и общество. М.: Прогресс. 1990. С. 79.
14
гуманитарный (культура как выражение сущностных сил человека)~. Другой исследователь культуры - М.Б. Ешич - выделяет предметно-ценностный, деятельностный, личностно-атрибутивный, общественно-атрибутивный, информационно-знаковый и системный подходы^.
Представленные классификации свидетельствуют о том, насколько интенсивен процесс изучения культуры. Нужно заметить, что перечисленные подходы не являются взаимоисключающими. Так, информационный подход можно соединять с семиотическим, а системный анализ сочетать с деятельностным подходом. Причиной возникновения различных подходов к культуре является ее полифункциональность.
Специальное рассмотрение понятия культуры не входит в цели и задачи нашего исследования. За основу определения сущности и структуры профессиональной культуры мы выбрали социологический подход, предложенный Л.Н. Коганом. Осознавая важность и ценность различных подходов к культуре, он попытался найти то общее основание, которое их объединяет. Таким связующим звеном, по его мнению, выступает человекотворческая сущность культуры. Практически во всех исследованиях можно найти указание на то, что смысл и назначение культуры заключаются в формировании и развитии личности, только разные авторы акцентируют различные стороны этого процесса. В работах Л.Н. Когана положение о человекотворческой сущности культуры становится основополагающим.
Согласно данного подхода, культура определяется как “система. выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности,Л. Данный подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, он позволяет раскрыть сущность и особенности культуры, обусловленные содержанием и спецификой деятельности. В конкретном социологическом исследовании такое понимание культуры предполагает выявление позитивного и негативного влияния деятельности на развитие человека, ее человекотворческий потенциал, содержание и мотивы занятия ею. Во-вторых, в рамках данного похода возможно социологическое исследование культуры через анализ трех структурных блоков: когнитивного,
2 Каган М.С., Холостова Т.В. Культура. Философия. Искусство. М.: Знание, 1988. С. 15.
’ Ешич М.Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма (теоретические и метолологические проблемы). М.: Наука, 1984. С. 12.
4 Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. С. 14.
15
поведенческого и праксеологического5. В-третьих, он имеет гуманистическую направленность: культура рассматривается через призму человеческой личности и трактуется как мир духовной, физической, материальной жизни человека. На наш взгляд, для социологического изучения профессиональной культуры данное понимание культуры и методологические принципы ее изучения кажутся наиболее значимыми.
Исходя из общего определения культуры, проведем теоретический анализ профессиональной культуры. Для этого рассмотрим основные положения различных ее концепций.
Отправным моментом во многих работах является сопоставление профессиональной культуры и культуры труда. При этом авторы совершенно верно подчеркивают их родовую связь. Так, по мнению Г.Н. Соколовой, профессиональная культура является компонентом последней и характеризует степень овладения человеком “достижениями научно-технического и социального прогресса и полнот}' реализации данного опыта в трудовой деятельности”6. Профессиональная культура рассматривается ею как субъективная сторона, характеристика личностного аспекта культуры труда (в качестве объективных выступают условиях труда, развитие и внедрение в производственный процесс научно-технических разработок и т.п.). В структуре профессиональной культуры белорусский исследователь выделяет способ производственной деятельности, технические требования данного вида работы, которыми овладел профессионал, его общее образование, специальную подготовку, производственный опыт.
Мы разделяем точку зрения Г.Н. Соколовой на сущность профессиональной культуры, которую автор видит в степени включенности человека в сферу труда на уровне профессиональной позиции’. Однако, на наш взгляд, соотношение профессиональной и трудовой культуры более сложное: профессиональная культура выступает не как структурный элемент культуры труда, производное от нее или субъективная характеристика, а является одной из двух взаимопересекающихся, накладывающихся друг на друга систем культуры.
5 Там же. С. 9- 11.
6 Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса: опыт социологическою исследования. Минск: Наука и техника, 1984. С.34.
Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования). Минск: Наука и техника, 1980. С 43.