Ви є тут

Коммуникативные стратегии становления и развития современной культурной политики России: социологический анализ

Автор: 
Савинков Владимир Ильич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
303002
179 грн
Додати в кошик

Вміст

о
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа
культуры................................................................... 29
1Л. Формирование научных представлений о культуре: основные понятия и теорегические концепции.................................................... 29
1.2. Социологические аспекты изучения культуры............................. 44
1.3. Коммуникативная составляющая социокультурного пространства......... 59
Глава II. Культурная политика в контексте российской модернизации: концептуальные основания, нормативно-правовая Паза и социально-
коммуникативные аспекты................................................. 68
2.1.1 Тонятия, принципы и модели государственной ноли гики в сфере культуры 68
2.2. Важнейшие целевые ориентиры, федеральные программы и коммуникативные основания современной культурной политики России........................... 87
2.3. Законодательные и нормативно-правовые основы государственной культурной политики..................................................... 120
2.4. Социологический анализ социальных информационно-коммуникативных аспектов культурной политики.............................................. 140
Глава III. Повышение качества человеческого капитала как важная цель современной культурной политики российского государства................... 157
3.1. Сбережение и наращивание человеческого капитана - целеполагающий ориентир государственной политики в социокультурной сфере................. 157
3.2. Динамика культурных потребностей, иерархия нравственных ценностей реформируемого общества................................................... 169
3.3. Система образования как один из институциональных факторов передачи культурного наследия и освоения культурных инноваций молодыми поколениями..............................................................
Глава IV. Проблемы разработки и реализации коммуникативных стратегий государственной политики России: тенденции и противоречия................
4.1. Разработка коммуникативных стратегий культурной политики: теоретические и прикладные задачи ....................................................
4.2. Многообразие коммуникативных практик и технологий в решении культурных проблем.......................................................
4.3. Новые принципы взаимодействия между населением и властью в условиях развития информационных технологий.......................................
Глава V. Коммуникативные стратегии мсжкультурного диалога и формирование международного имиджа России в условиях глобальных взаимодействий...........................................................
5.1. Расширение возможностей глобального межкультурного диалога и участия в нем российского общества.................................................
5.2. Стратегия формирования информационно-культурного и образовательного пространства в странах СНГ (отечественный опыт)..........................
5.3. Коммуникативная стратегия создания международного имиджа современной России в социологическом и ценностно-аксиологическом измерении...........
Заключение..............................................................
192
222
222
254
266
285
285
296
308
331
Список литературы
Приложения .......
339
385
43
жизнедеятельность людей и др.; в-трстьих, вырабатывались аналитический представления о ее структуре, механизмах сохранения и развития, субъектах^, деятельности и т.п. С этою периода научные знания о культуре формируются какз междисциплинарное пространство, интегрированное общим пониманием се сущности— методологических требований- и содержательных результатов ее анализа, на основ« чего к настоящему времени сформирована обширная область теории.культуры.
Ныне в гуманитарной науке о сущности культуры, выработаны' общеприняты«
теоретические представления: В обыденной' и. научной: практике данный термкгез: продолжает оставаться полисемантичным, но . как фундаментальная категоркг5= общественного анализа он наделен высоким уровнем концептуализации и базирует«
на строгом*определении*исторического феномена культуры. В этом качестве культура - интегративный способ жизнедеятельности крупных сообществ (родоплеменны: этнонациональньгх, страновых, конфессиональных и■т.п.), определяющий-важнейш нехарактеристики их материальной среды; разных видов деятельности, духовно!"« развития. Культура: является одновременно и. фундаментальной предпосылкой,.' условием, и- результатом?, человеческой деятельности. В* се рамках создаете искусственный мир, «вторая, природа», возведенная* руками, и сознанием человек:
Культура исторически закрепила внутри себя, возможности для понимания людьмг: окружающей действительности через смыслы, образы, духовные ценности; она таю*> располагает средствами: их фиксации в знаковых системах (в языках культуры:" которые становятся инструментами*.- межличностного обмена: и- социально] взаимодействия, транслируясь потомкам; Культура заключает в; себе ка
многообразные нормативно-институциональные отношения, так и спонтанна адаптивные взаимосвязи между субъектами: культурной-активности, как стандарты поведения (нормы, традиции, образцы-и.др.), так и инновации в их деятельности.
Для целей данного исследования важно учитывать структурную сложности
функциональную многоуровневость строения культуры, а также возможностс_г_ -ъ усматривать в культуре одновременно разнотипные системные • единицы дв
соответствии с неодинаковыми критериями. Так, внутри культуры аналитичес^&=^=г-и[
выделяют разные уровни (обыденный, специализированный); неодинаковые области -И
деятельности (хозяйственная, политическая, художественная, религиозная и др>---------
44
многообразные субкультурные образования (крестьянская, дворянская, городская, сельская и другие субкультуры). Исследователи в современной культуре усматривают такие единицы, как контркультура, народная, массовая, элитарная культура и т.п1.
Предельно сложными для теоретического анализа являются те факторы и предпосылки, которые определяют устойчивость, целостность культуры конкретного народа, а также ее изменчивость в исторической, эволюции. Продолжительное-существование культуры конкретных народов связывается с механизмами традиции, самоорганизации, самоадапгации культуры/ через живущие поколения своих носителей.
Диапазон современных способов социально-гуманитарного познания культуры весьма широк и разнообразен: Сегодня в изучении культуры могут участвовать не только, обществоведы, но и представители естественных, точных инженерных наук -географы, математики, экологи и др. Исключительно* многообразны также теоретические и. мировоззренческие установки, с позиции которых исследователи подходят к изучению культуры. В определенной степени* закономерно, что важным условием познания культуры выступает междисциплинарный характер ее изучения, а также признаваемый в настоящее время плюрализм теоретических похдадов, познавательных установок в конкретных исследованиях. Для целей данного исследования необходимо подчеркнуть, что в изучении культуры активно задействованы социология культуры, философия культуры, психология культуры, менеджмент в культуре и др.
1.2. Социологические аспекты изучении культуры
Наряду с- рассмотренными в настоящей главе теоретико-методологическими обоснованиями научного изучения социокультурных процессов заметное место занимает социологический аспект анализа культуры, который устанавливает зависимость субъектов культурной деятельности от социальных особенностей и условий, в которых она осуществляется. Культура в социологическом понимании не
1 См., например: Морфология культуры: структура и динамика; Под ред. Э.Л. Орловой. - М.: Наука, 1994.-415 с.