Ви є тут

Социокультурные основы модернизации высшего образования

Автор: 
Кузнецов Илья Викторович
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Артикул:
193403
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА 1. Изменение высшего образования в современных социокультурных условиях..................................14
1.1. Социокультурные изменения информационного общества 14
1.2. Изменения роли высшего образования
во второй половине XX века...............................34
1.3. Модернизация системы высшего образования как социокультурный феномен.....................................................49
ГЛАВА 2. Модернизация российской системы высшего образования
2.1. Социально-исторические аспекты модернизации отечественной системы высшего образования..............................................78
2.2. Современный этап модернизации: социокультурные особенности и противоречия................................................96
2.3. Модернизация высшего образования в академической среде: опыт прикладного социологического исследования..................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................152
ЛИТЕРАТУРА
156
3
Введение
Актуальность темы исследования определяется современными социокультурными изменениями постиндустриального, информационного общества, которое предъявляет новые требования к системе высшего образования. Провозглашенное основным социальным институтом, оно не только способствует становлению и развитию новой социокультурной реальности, но и постоянно трансформируется, изменяя свои функциональные, структурные, институциональные, организационные, идеологические, ценностные характеристики. Требования современного общества во всем мире вызвали масштабные процессы модернизации высшего образования, которые затрагивают мировую систему высшего образования в целом, отдельные национальные системы, реализуются на региональном уровне.
В таких условиях модернизация отечественного высшего образования напрямую зависит от взаимовлияния трех факторов: общемировых процессов модернизации данного социального института, связанных с социокультурными изменениями информационного общества; национальных социально-экономических и политических трансформаций последних десятилетий, которые повлекли за собой множество реформ, в том числе и в системе высшего образования; региональных процессов социокультурных изменений, в результате которых высшее образование принимает на себя системообразующую роль.
Интеграция общемировых и национальных традиций способствует процессам диверсификации высшего образования, нарастанию структурного, правового, институционального разнообразия, проникновению глобальных экономических тенденций в традиционно социокультурную сферу высшего образования, усилению креативности и открытости. Одновременно собственно российские изменения последних десятилетий привели к проникновению в отечественную высшую школу новых форм финансирования и социальной организации, изменению номенклатуры
Д.Белл показал, что увеличение занятости в сфере услуг, то есть в профессиях, связанных с обработкой информации, приводит к очень важным последствиям для развития постиндустриального общества7. По его мнению, в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением нового общества. Три аспекта данного нового общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:
1. переход от индустриального к сервисному обществу;
2. решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;
3. превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений8.
За несколько десятилетий развития постиндустриального общества возникло множество теорий, объясняющих его развитие. Разные стороны, тенденции социальных изменений привели к формированию концепций «постбуржуазного», «посткапиталистического», «сетевого», «массового потребления» и т.д. обществ. Изменения, связанные с развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества, полагающей главным фактором развития производство и использование научно-технической и другой информации. Термин ’’информационное общество" был введен в научный оборот в начале 60-х
7 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под ред. В .Л.Иноземцева. - М., 1999.
8 Белл Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технократическая волна на Западе, - М., 1986, С.ЗЗО
16
годов фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао9. С этого времени было сформировано несколько концепций информационного общества, которые Ф.Уэбстср охарактеризовал так: «они все пишут и пишут об особенностях информационного общества, но при этом их собственные операционные критерии остаются непроясненными»10.
Так, Э.Гидденс считает, что корни современного информационного общества нужно искать в активном отслеживании разных сторон жизни, которое стало необходимым после возникновения в мире национальных государств11. Г.Шиллер говорит о том, что информационный взрыв во второй половине XX века стал возможен благодаря стремительному развитию корпоративного капитализма12.
Если Д.Белл, описывая постиндустриальное общество, отмечал, что основным производственным ресурсом является информация, то автор концепции сетевого общества М. Кастельс уточняет, что информация - это сырье, а под технологией в рамках данной парадигмы понимается, прежде всего «технология для воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как было и случае предшествующих технологических революций».
По мнению М. Кастельса Революция в информационной технологии является “отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры”. М. Кастельс делает существенное различение между известными концепциями “информационного общества” (information society) и собственной концепцией “информационального общества” (informational society). Если в первом случае подчеркивается определяющая роль информации в обществе, то, по мнению, М. Кастельса информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели критическую важность во
9 Иноземцев ВЛ. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия перспективы. -М., 2000,С. 121
10 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004 С. 13
п Гидденс Э. Социология. - М., 1999.
12 Уэбстер Указ. соч. - С. 165-216.