Ви є тут

Профессиональное самоопределение студенчества : Современные проблемы

Автор: 
Дидковская Яна Викторовна
Тип роботи: 
Современные проблемы
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
141
Артикул:
1000265611
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................3
Глава 1. Теоретический и методологический анализ проблемы профессионального самоопределения студентов.....................................................12
1.1. Профессиональное самоопределение студентов: сущность и специфика.........12
1.2. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения.................................................33
1.3. Мотивация в структуре профессионального самоопределения студентов........52
Глава 2. Мотивация профессионального самоопределения студентов технического вуза..........................................................................81
2.1. Специфика мотивации профессионального самоопределения студентов первого и пятого курсов технического вуза........................................82
2.2. Динамика мотивации профессионального самоопределения студентов
1995-1999гг............................................................102
*
Заключение...................................................................118
Библиографический список использованной литературы Приложения.........................................
121
130
3
Введение
Актуальность темы. Сегодня в условиях трансформации российского общества, его движения в сторону рыночной экономики происходит слом старой социально-профессиональной структуры, традиционные способы взаимодействия система образования - производство не действуют. Формирование новых рыночных механизмов регулирования профессиональным самоопределением молодежи осложнено кризисными явлениями переходного периода. Происходит сокращение потребностей общества в профессиях, сориентированных на социалистическую экономику, особенно эго касается специалистов технического профиля. В результате наблюдается депрофессионализация некоторых групп и слоев общества, представители которых имеют специальности, не востребованные на рынке труда или не обеспечивающие условий существования.
Вместе с тем возникают новые, не характерные ранее для российского общества, профессии менеджеров, маркетологов, дилеров, банковских служащих, что ведет к смене иерархии престижа профессий в общественном сознании. Данные процессы не могут не оказывать влияние на профессиональное становление молодежи.
Формирующийся рынок труда сегодня характеризуется, по крайней мере, двумя негативными тенденциями для молодежи, прежде всего для выпускников вузов:
• в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием;
• в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется работа высокооплачиваемая, но не требующая высокой квалификации и интеллектуальною потенциала.
Такие процессы угрожают для промышленности, науки, образования - утратой молодых, перспективных кадров, а для тех, кто уходит в коммерцию -потерей квалификации. Происходит обесценивание знаний и соответствующих специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузах. Все это отражается в сознании студенческой молодежи: меняются ее ценностные ориентации, потребности, жизненные планы. Социологические исследования показывают: возрастает число абитуриентов,
13
• социализации;
• саморазвития личности.
Под социализацией (от лат. social is - общественный) понимается процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе; процесс интеграции индивида в общество. Истоки теории социализации заложены в работах Г. де Тарда, который одним из первых описал процесс интернализации норм через социальное взаимодействие. В основе его теории лежит принцип подражания, который возводится как к психическим основаниям (потребности, желания), так и социальным факторам (престижу, повиновению, практической выгоде).
В XX в. в западной социологии утвердилось понимание социализации как процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социальноорганизованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Впоследствии Т. Парсонс создал развернутую социологическую теорию, описывающую процессы интеграции индивида в социальную систему посредством интернализации общепринятых норм. Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате чего следование общезначимым нормативным стандартам, становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.
Таким образом, при анализе процесса социализации акцент ставится на процессы социально-организованного и стихийного воздействия на личность со стороны общества и его структур.
Некоторые из отечественных и зарубежных социологов и психологов рассматривают самоопределение как одну из форм социализации личности, связанную с осознанием ею своих возможностей, либо как определенный этап в развитии и становлении личности, на котором происходит построение планов на будущее и поиск себя в различных социальных ролях.1
Между тем, став субъектом социальных отношений, личность не только способна оказывать воздействие на другого человека, но благодаря рефлексии может
1 Шсвандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: «Владос», 1995. - С. 221
14
воздействовать и на себя как социальный объект. Речь идет об особом взаимодействии, происходящем «внутри» личности. Суть данного взаимодействия заключается в том, что целостная личность выступает с одной стороны как Я-сознающее, а с другой как Я-объект2: личность сама воздействует на себя в противоположность воздействию со стороны других. Этот процесс носит социальный характер, поскольку личность определяет свою роль и место в обществе, основываясь на ценностях, интернализо-ванных в процессе социализации. Поэтому социализация является основой, фундаментом для самоопределения личности: самоопределение также предполагает интеграцию индивида в общество, определение своего места в нем, но акцент смещается с усвоения готовых норм, требований общества, культуры на самостоятельное определение субъектом своего жизненного пути. Акцент на самостоятельности субъекта позволяет рассмотреть понятие самоопределение через категорию выбора. Принятие самостоятельного решения вне прямого воздействия со стороны общественных структур возможно только при наличии различных вариантов будущего развития. Поэтому, раскрывая смысл понятия самоопределения, многие социологи фиксируют внимание на категории выбора как центральном моменте процесса самоопределения.1 Опираясь на традиции отечественных и зарубежных 1уманистических философов, социологов и психологов (Бердяев, Бахтин, Франкп, Рубинштейн, Роджерс и др.), можно предположить, что этот выбор носит ценностный характер. Согласно данному подходу, развитие и становление личности содержат в себе следующее противоречие: с одной стороны, в процессе становления личности, человек сам формирует свое «жизненное поле», выбирая для себя ценности, цели, смыслы своего существования, т.е. определяет свое субъективное отношение к миру - самоопределяется. С другой, пребывание человека в мире ограничено конкретными пространственно-временными рамками.4 Выбранные ценности и смыслы требуют реализации в конкретных жизненных условиях. Это означает, что самоопределение личности как выбор ценностей и смыслов неотделимо от ее самореализации - воплощения ценностного потенциала личности в пространстве и времени.
: См.: Mead G. Н. Mind. Self and Society. Chicago, 1934
3 Модель И.М., Модель B.C. К вопросу о самоопределении некоммерческого сектора России // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Екатеринбург. 2000. - С. 44-46.
1 С.м.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973