Ви є тут

Аудитория российского телевидения : Факторы формирования и тенденции развития

Автор: 
Виноградов Денис Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275412
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. АУДИТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ... 13
§ 1. Природа телевизионной аудитории..........................19
§2. Методы изучения телевизионной аудитории...................38
§3. Портрет аудитории современного российского телевидения....49
ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И АУДИТОРИЯ: АСПЕКТЫ
СОЦИОКУЛЬТКРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...............................64
§1. Влияние развития телевидения на телесмотрение.............65
§2. Влияние развития аудитории на телесмотрение...............88
§3. Изменение отношений между телевидением и аудиторией......104
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ.......................121
§ 1. Прогноз телевизионного рейтинга.........................123
§2. Теоретические основы математического моделирования в социологии.138
§3. Математические модели прогноза рейтингов эфирных событий.145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................163
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................169
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................185
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы и проблематика исследования.
Современную урбанистическую культуру невозможно представить без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни современного человека. Являясь мощнейшим институтом массовой коммуникации, телевидение выполняет ряд важных для общества и его развития функций: информационную, культурно-просветительскую и
развлекательную. Современный российский зритель уделяет телесмотрению более 3-х часов ежедневно, что свидетельствует о существенной роли данного института массовой коммуникации в жизни современного человека.
За последнее десятилетие телевидение претерпело значительные изменения. Они касаются, с одной стороны, телевидения как технического средства, с другой стороны - как института духовного производства. Техническое развитие меняет облик телевидения, увеличивая количество каналов и расширяя географию вещания, совершенствуются технологические возможности распространения и приема телевизионного сигнала.
Рассматривая телевидение как средство духовного производства, можно отметить, что значительно меняется характер транслируемых телевидением программ, содержащаяся в них система ценностей, норм и социальных образцов. Выход за пределы национального вещания позволяет зрителям воспринимать телепрограммы, содержащие культурные стереотипы, отличные от национальных.
Аудитория телевидения также претерпевает изменения. Образ жизни современного зрителя, его ментальная практика значительно отличаются от ситуации конца 80-х и 90-х годов прошлого века. Меняются ценностные ориентации аудитории, ее отношение к телевидению, приоритеты в телесмотрении. Этому способствуют как изменения в самом телевидении, так и происходящие в обществе социальные процессы: смена социальных ориентиров, общественных настроений.
3
факторов. Эти тенденции имеют место быть сейчас и, по мнению автора, усилятся в будущем.
Перечислим эти тенденции.
1. Увеличение количества времени, проводимого у телевизора.
Увеличение количества времени, проводимого у телевизора, усиливает
влияние телевидения на общество и делает аудиторию в большей степени зависимой от поставляемого телевидением содержания.
2. Демассификация или дифференциация14 аудитории - дробление аудитории на множество аудиторий со своими стилями, предпочтениями и возможностями в телесмотрении.
Дифференциация аудитории приводит к разнообразию на телевизионном экране стилей, жанров и форматов, а соответственно и видов воздействия телевидения на свою аудиторию.
3. Увеличение однородности и унифицированности аудитории.
Увеличение однородности и унифицированности аудитории приводит к
тому, что телевидение становится гигантским транслятором сходных идей и образов на десятки и сотни миллионов людей, тем самым, становясь мощнейшим средством интеграции в современном обществе.
4. Информационная стратификация аудитории - разделение аудитории на страты по признаку наличия доступа к телевизионным каналам и телевизионному содержанию.
Информационная стратификация аудитории приводит к возникновению различных видов воздействия телевидения на свою аудиторию. В зависимости от достатка, социального положения и уровня образованности телезрители потребляют телевизионную продукцию различного содержания и испытывают различное формирующее воздействие.
14 В дальнейшем мы будем использовать термины демассификация аудитории и дифференциация аудитории как описывающие один процесс.
17
5. Увеличение потребности аудитории в развлекательных программах и уменьшение потребности аудитории в культурно-просветительских программах.
Увеличение потребности аудитории в развлекательных программах приводит к тому, что основное воздействие телевидение на аудиторию происходит через развлекательные форматы, как наиболее востребованные.
6. Увеличение возможности зрителя управлять собственным телепотреблением, приводящее к индивидуализации телепотреления.
Увеличение возможности зрителя управлять собственным телепотрсблснисм приводит к изменению законов взаимодействия аудитории и телевидения и качественно новым схемам воздействия телевидения на аудиторию.
7. Появление у аудитории нового отношения к телесмотрению: рутинизация телевидения для телевизионной аудитории.
Уделим внимание понятию рутинизация. Это понятие было использовано в своих трудах рядом социологов. Макс Вебер понимал под рутинизацией превращение необычного в повседневность, в технологию. У него же введено понятие рутинизации харизмы, т.с. переход субъективной харизмы лидера в объективные политические процедуры, становящиеся свойствами не человека как такового, а учреждения или институциональной структуры.
Э. Гидденс понимал под рутинизацией обеспечение устойчивости неких образцов поведения во времени, их регулярности, стабильности и предсказуемости. В данной работе мы будем понимать под рутинизацией телевидения для телезрителей изменение отношения зрителей к телевидению от несущего в мир свет голубого экрана к фоновому обыденному явлению. Рутинизация телевидения для телевизионной аудитории позволяет телевидению быть на равных со своей аудиторией и сменить поучительные тональности на диалог со зрителем в развлекательной манере.
18