Ви є тут

Особенности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в школе : Социологический анализ

Автор: 
Почечихина Вера Николаевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275029
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение.....................................................3
Глава 1. Методологические основы исследования взаимодействия субъектов образовательного процесса
1.1. Образование как система взаимодействия педагогов
с учащимися и родителями.....................................12
1.2. Противоречия современного этапа взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в школе..........46
Глава 2. Состояние и основные тенденции развития взаимоотношений педагогов с учащимися и родителями в современной школе
2.1. Основные противоречия во взаимоотношениях между учащимися и педагогами в процессе обучения и воспитания.......79
2.2. Противоречия во взаимоотношениях между родителями и педагогами в условиях модернизации российского образования.... 110
Заключение...................................................134
Список литературы............................................139
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности в общеобразовательных школах. Появились т.н. статусные школы, дана большая свобода в проведении уроков педагогам, активнее привлекаются к решению проблем школы родители. Во многих школах создаются органы ученического самоуправления.
Однако как на общероссийском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.
В современных условиях к образованию, как одному из самых устойчивых социальных институтов, предъявляются особые требования. Мировая система образования, играющая решающую роль в культурном и социальном становлении человека, находится в состоянии перманентного глобального кризиса. Возникают и углубляются противоречия между декларируемыми целями образовательного процесса и его реальными результатами; между достижениями культуры человечества и культурой масс; между запросами быстро меняющейся социальной практики и традиционностью института образования. Эти проблемы особенно важны для России, где тотальная переоценка ценностей сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями.
13
ей, которая использует философские положения для объяснения закономерностей развития образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт. Другая точка зрения на философию образования заключается в отрицании ее статуса как отдельной отрасли знания.
В рамках еще одного подхода к пониманию статуса философии образования она рассматривается как самостоятельная область научных знаний, предметом которой являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех ее аспектах: системных, ценностно-целевых, процессуальных, результативных3. Взаимодействие в рамках философии трактуется как сущностная характеристика целостности самого социального мира. Все и всегда взаимосвязано, и все явления находятся в постоянном взаимодействии. Философский подход к сущности социального взаимодействия выступает в качестве методологии педагогического и социологического анализа взаимодействия социальных субъектов в образовательном процессе.
Для психологии главным является не образование, а обучение как процесс формирования личности человека на основе учета возрастных и психологических особенностей учащихся. Учение в этом случае рассматривается как особая деятельность, которая не сводится только к овладению знаниями, а включает в себя цели, мотивы, действия по контролю и самоконтролю. Учение - это процесс, обеспечивающий усвоение знаний4. Взаимодействие в рамках этого подхода представляет собой систему согласования индивидуальных интересов различных субъектов.
Анализ образования как явления противоречивого, с одной стороны, общественного, с другой - индивидуально-личностного процесса, позволяет рассматривать основные противоречия его функционирования и развития в рамках экономического и социологического подходов.
1 Геригу некий Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. С. 89-90.
4 Психологический словарь. М., 1996. С. 307.
Суть экономического подхода к образованию может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: а) как экономика влияет на образование через включение его в систему финансово-экономических отношений; б) какова экономическая эффективность образования; в) как образование влияет на развитие экономики, производства в целом.
С точки зрения экономического подхода не вызывает сомнений необходимость изучения формирования рынка образовательных услуг. Как отмечает В.И.Ерошин, «рыночные механизмы в значительной степени оптимизируют распределение ресурсов между производителями образовательных услуг и тем самым способствуют повышению эффективности использования средств, вкладываемых обществом в образование»5.
Цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования в сфере образования в интересах потребителей этих услуг.
Предметом нашего анализа выступает социологический подход к образованию как особой системе взаимодействия социальных субъектов, объединенных целями, задачами целенаправленного влияния на процесс социализации нового поколения. Образование как социальное явление, процесс, социальная система, социальный институт рассматривалось в работах социологов еще на границе XIX - XX вв. (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Милль, Д. Дыои, Г.Спенсер). Идеи Э. Дюркгейма оказали особое влияние и на развитие социологического подхода к образованию и выделению особенностей взаимодействия участвующих в процессе социализации субъектов. Французский исследователь считал, что общество необходимо рассматривать как сферу солидарности, сплоченности, согласия, средствами достижения которых является воспитание и образование. Этим самым подчеркивалась особая роль воспитания и образования в обеспечении воспроизводства социума и воз-
5 Ерошин В.И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика. 1999. № 3. С. 59-