ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной
и профессиональной идентификации личности...................16
1.1. Социальная идентификация: концепции, подходы и основные характеристики..................................................16
1.2. Детерминанты социальной идентификации личности.................37
1.3. Профессиональная идентификация как социальный феномен.........53
Глава 2. Трансформация социально-профессиональной идентификации
учителя в новых социальных условиях.........................67
2.1. Критерии и типологизация социально-профессиональной идентификации...................................................67
2.2. Анализ ресурсной обеспеченности учителя 86 ,
2.3. Деформации социально-профессиональной идентификации
учителя: причины и пути их преодоления.........................111
Заключение.........................................................133
Библиографический список использованной литературы.................137
Приложения.........................................................152
2
Введение
Актуальность темы исследования. В образовательном пространстве современного российского общества развиваются инновационные процессы. Их цель - повысить конкурентоспособность российского образования и социальноинновационный потенциал общества в целом. Но эффективность внедряемых инноваций во многом зависит от качества социальных и профессиональных характеристик учителя, являющегося их проводником. Уровень социально-экономического и социально-культурного потенциала педагога оказывает непосредственное влияние на качество культурной социализации молодого поколения. Учитель является ключевой фигурой в развитии социальных и культурологических основ общества, становится значимым субъектом культурных изменений. Он непосредственно участвует в процессе культурного воспроизводства и определяет технологии трансляции знаний.
Изменяющаяся социально-культурная среда предъявляет к учителю новые требования. Поэтому актуализируется потребность в определении и анализе механизмов, позволяющих педагогу не только успешно адаптироваться, но и самоактуализироваться в условиях трансформации социальной реальности, выстраивать качественно иную модель собственного профессионального развития. Одним из таких значимых механизмов, является социальнопрофессиональная идентификация, как необходимый и важнейший способ вхождения человека в изменяющуюся социальную и профессиональную среду.
Социально-профессиональная идентификация позволяет расширить возможности и создать условия для роста объема и повышения качества социокультурного капитала работника. Глубина и характер социально-профессиональной идентификации напрямую коррелируют с мотивацией к профессиональному самосовершенствованию, усвоению и реализации в поведенческих паттернах инновационных форм и методов работы. Идентификация внутри профессиональной группы становится предпосылкой групповой сплоченности (солидарности), формирования чувства социабильносги между ее членами.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной и
профессиональной идентификации личности
1.1. Социальная идентификация личности: концепции, подходы и
основные характеристики
Социальная идентификация является предметом изучения представителей различных наук. Социологическое определение социальной идентификации имеет самостоятельную научно-познавательную ценность. Проблема социальной идентификации стала одной из самых обсуждаемых в современных социологических концепциях. Это объясняется как неизменно ускоряющейся динамикой общественного развития, так и продолжающимися дискуссиями пред-
4
ставителей различных социологических школ и направлений.
В самые последние годы категории идентичности и идентификации используются в исследованиях различных социальных явлений. Например, при анализе межгосударственных отношений, миграционных процессов, социальной адаптации личности, социального самочувствия населения и т.д. Анализ роли социальной идентификации в формировании новой стратификационной системы чрезвычайно значим в осмыслении характера развития современного российского общества.
«С помощью идентификации, - пишет Ю.Н. Платонов, - человек усваивает образцы поведения значимых для него людей, то есть активно социализируется. Он становится способным не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и сам принимает в них участие, чувствует себя их представителем. ...Идентификация - необходимый и важнейший способ вхождения человека в новую социальную среду. От того, насколько успешно он им будет пользоваться, зависят его социальная адаптация, усвоение групповых норм и ценностей, авторитет, популярность, престиж, статус».9
В.К. Левашов обращает особое внимание на солидаристские функции со-
9 Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. - СПб.: Питер, 2006. - С. 149
циальной идентификации. «Морально-политическая консолидация любой страны в стратегической перспективе зависит, в значительной степени, от характера процессов социальной самоидентификации. От того, каким образом граждане понимают и оценивают своё место, роль, статус, материальное положение в структуре общественных отношений и тем самым формируют стратегию их развития, во многом зависит характер траектории движения страны в будущем».10
«Нарушение социальной идентификации в социальном, плане, - отмечает
В.Г. Немировский, - зачастую приводит к маргинализации и люмпенизации человека. В психологическом плане человек с недостаточной идентификацией, как правило, имеет заниженную самооценку, низкую удовлетворенность жизнью, испытывает недоверие к людям, испытывает высокую тревожность».11
I
Практическая и научно-познавательная значимость изучения- различных аспектов развития социальной идентификации обозначается в работах зарубежных учёных: 3. Баумана, П. Бергера, Ж. Бодрийара, Р. Будона^ П. Бурдье, Т.Гарра, Э. Гидденса, И. Гоффмана, К. Дэнка, П. Кеннеди, Ч. Кули, Т. Лукмана, Дж.Г. Мида, 3. Млинара, П. Сорокина, А. Турена, Ф. Уэбстера, Э. Фромма, Ю.Хабермаса, В. Хесле, Т. Хопфа, Э. Хоффера и др., а также отечественных: Г.М.Аидресвой, Ю:С. Борцова, Ю.Г. Волкова, Ю.И. Гиллера, М.В. Заковорот-ной, E.II. Даниловой, F.C. Денисовой, Г.Г. Дилигеиского, Л.Г. Нонина, Ю.Л.Качанова, С.Г. Климовой, М.С. Комарова, И.С. Кои, В.Ф. Левичевой, Т.А.Марченко, И.В; Мостовой, М.Р. Радовеля, З.В. Сикевич, О.В. Степанова,
H.A. Шматко, В.А. Ядова и др.
В социокультурном пространстве современного российского общества развиваются трансформационные процессы, теряются прежние знакомые и понятные ценностно-нормативные ориентиры, проявляется чувство неопределенности и нестабильности. В такой ситуации всё более актуальными становятся поиски ответов на вопросы: «кто мы такие?», «куда движемся?».
10 Левашов В.К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 39.
11 Немировский В.Г. Общая социология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - С. 122.
- Київ+380960830922