Ви є тут

Динамика ценностных ориентаций молодежи во французской социологии второй половины XX - начала XXI вв.

Автор: 
Комарова Наталья Сергеевна
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193765
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 1Л .Аксиологическая проблематика в истории социологии и современной социологической литературе 1.2.0сновные стратегии исследования молодежи в современной французской социологии
И. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ФРАНЦУЗСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2 Л .Ценностные ориентации молодежи эпохи «студенческого бунта»
2.2.Ценностные ориентации французской молодежи на рубеже XX - XXI веков ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы исследования. Становление современного информационного общества в наибольшей степени затрагивает молодежь, меняя условия и темпы ее социализации. Быстрая адаптация молодежи к новым социальным реалиям сосуществует с болезненными симптомами ее социального самочувствия. Молодежная тематика находится сегодня в авангарде социологических исследований.
Вопросы становления личности, формирования интересов, ценностных ориентаций молодежи оказались в центре проблем развития общества в целом не только в России, но и во многих развитых странах мира. В последние годы в отечественной социологии появилось множество работ, посвященных аксиологической проблематике. В большинстве из них ведущей темой стала проблема ценностных изменений, динамики ценностных ориентаций молодежи.
В послании XV Всемирному социологическому конгрессу (г. Брисбен, Австралия, 2002 г.) Президента Международной социологической
ассоциации Альберто Мартинелли справедливо обращалось внимание на явную недостаточность изучения только национальных явлений и структур вне учета воздействия на них глобализационных процессов. По словам А. Мартинелли, «социологи в целом изучали свои общества и реже общества иные, но обычно они рассматривали общества как отдельные единицы, каждое с четкими национальными границами... Сегодня каждая часть мира все больше зависит от многих других и мир как таковой все более присутствует во всех своих частях. Изучение мирового общества и его отношений с национальными и локальными реалиями должно стать центральной темой исследований»1.
Молодежная тематика актуальна сегодня как в отечественной, так и в мировой социологии, но изучение опыта, наработанного зарубежными западными социологами, ограничивается преимущественно работами
1 Martinelli A. Presidential Address to XV World Congress of International Sociological Association: Markets, Governance, Communities and Global Governance.- Australia. Brisbane, 2002.- P.2.
15
ценностных ориентаций. В настоящее время их достаточно много, что и позволяет сформулировать общий смысл этого различения.
Ценности - это понятия, выражающие положительную или отрицательную значимость предмета или явления для человека, и вместе с тем своего рода нравственный эталон, синтезирующий в себе требования, предъявляемые обществом к человеку и человеком к самому себе. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. «Они задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного проекта жизни. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т.д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности»7. Стремясь осмыслить специфику этого феномена, современные отечественные социологи сравнивают ценностные ориентации со своеобразными «маяками», ориентирами (В.Б. Ольшанский, 1966), называют «призмой», которая усиливает одну информацию и ослабляет другую (А.И. Титаренко, 1980), «локаторами нравственного сознания личности» (Н.Ф. Наумова, 1988), «осью сознания, вокруг которой v вращаются помыслы и чувства человека» (А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов,
1966)8.
Обращаясь к работам французских социологов, необходимо отметить,
7 Аблушенко В.Л. Социология: Энциклопедия // Сост. Грицианов A.A.. Аблушенко В.Л., Евелькин Г'.М. Мн.: Книжный Дом. 2003. - С. 1215.
8 Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Юнити. 2005.- С.473.
что существующая на сегодня исследовательская ситуация в сфере ценностей во многом восходит к классическому наследию. И здесь ключевой фигурой выступает Э. Дюркгейм. При анализе ценностей особый интерес представляет его работа «Ценностные и “реальные” суждения»9. В ней, как и во многих других произведениях Дюркгейма, проявились его постоянное стремление и удивительная способность к любым проблемам подходить с позиций социологии, везде проводить социологическую точку зрения, давать социологические ответы на любые вопросы бытия и познания. Основные социальные явления: религия, мораль, право, экономика, эстетика, - суть не что иное, как системы ценностей, следовательно, идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала: она не приходит к нему постепенно, в результате своих исследований, а исходит из него. Идеал - это ее собственная сфера. Но она рассматривает идеал лишь для того, чтобы создать науку о нем (именно благодаря этому можно назвать ее позитивной, если только, будучи присоединенным к названию науки, это прилагательное не образует плеоназма). Она не стремится его конструировать, как раз наоборот, она берет его как данность, как объект изучения, и пытается его анализировать и объяснять.
По мнению классика, ценности существуют только в обществе, общество - это надындивидуальное бытие, существующее и развивающееся независимо от действий отдельных индивидов. «Именно общество, будучи законодателем, в то же время является творцом и хранителем всех благ цивилизации, к которым мы привязаны. Оно не только повелевает, оно несет добро и милосердие. Поэтому не удивительно, что мы дорожим всем, что исходит от него»10. Общество, в интерпретации Дюркгейма, выступает не только как эмпирическая, но и в значительной мере как трансцендентная и сакральная реальность, источник и вместилище всех высших ценностей. Эти ценности он, будучи непоколебимым рационалистом, считает доступными и
9 Данная работа впервые опубликована на русском языке в журнале «Социс» в 1991 г., автор перевода и вступительной статьи А.Б.Гофман.
10 Дюркгейм Э. Ценностные и “реальные” суждения // Социс. 1991.№2. - С. 114.