2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Особенности социокультурного подхода к социальной работе 14
1.2. Социокультурные ценности социальной работы.....47
Глава II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
2.1. Социокультурные особенности Республики Хакасия.66
2.2. Профессиональные ценности социальных работников Республики Хакасия...........................................92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................124
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................130
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические реформы начала 90-х гг. вызвали «социокультурную травму», характеристиками которой являются: аномия, институциональный
диссонанс, потеря идентичности, ценностный вакуум, обесценивание социальных норм, разрушение сложившихся моделей поведения и мышления. Причинами социально-травматической ситуации выступили неожиданность и быстрота событий, глубина и радикальность изменений, что привело большую часть общества к негативизму, ощущению катастрофы, пассивности и социальному отчуждению. Сложившийся круг социальных и личностных проблем настоятельно требует своего оперативного разрешения через развертывание всесторонней многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной и социокультурной ситуации.
Социальная работа как социокультурное явление в последние десятилетия стала неотъемлемой частью социокультурной системы нашего общества, поскольку она является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Эта ситуация в России отличается нарастанием конфликтоопасности на уровне всего общества, поскольку разрыв между бедностью и богатством не уменьшается, а увеличивается. Как следствие наблюдается нарастание противоречия между благополучными и обеспеченными слоями, вполне адаптировавшимися к рыночным отношениям, и бедными, неспособными самостоятельно решить свои проблемы. Традиционная благотворительность в таких условиях становится недостаточной, а с учетом того, что за десятилетия социалистического строя ее традиции были утрачены, то и малоэффективной. В такой ситуации объективно возрастает необходимость перехода к профессиональной
13
практика в современных социальных и психологических исследованиях» (Кемерово, 2005 г.); IX Международной конференции «Качество жизни в социокультурном контексте России: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2006 г.); Международной научно-
практической конференции «ХУ1 Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век» (Челябинск, 2006 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы» (Абакан, 2006 г.); Научно-практической конференции «Гуманитарное образование в современном Российском вузе» (Екатеринбург, 2006).
Автор входит в коллектив разработчиков Международного проекта программы Европейского Союза «Tempus Tacis» в области социальной работы на тему «Непрерывная подготовка социальных работников в Республике Хакасия» (г. Гренобль, Франция, 2006-2008 гг.). Основные идеи и научные результаты отражены в 22 публикациях автора.
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Объем и структура диссертации. Поставленная цель и задачи исследования определили содержание и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, библиографического списка, содержит таблицы и диаграммы.
14
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
1.1. Особенности социокультурного подхода к социальной работе
Трансформация социально-экономических и политических устоев в России, начало которой было положено в 90-е годы прошлого столетия, коренным образом изменила социально-стратификационную структуру российского общества. Переходный период вместо 3-5 лет, как предполагалось реформаторами, затянулся более чем на десятилетие и перерос в затяжной кризис. По данным Интерфакс, в 2006 году доля бедного населения в России определялась на уровне 15,9% от всего населения. Работающие граждане составляют сейчас около 50% от общей численности всего бедного населения России. Глава Министерства экономического развития Г. Греф, выступая на заседании правительства, констатировал, что разрыв между низкодоходными и высокодоходными категориями населения вырос в 2006 году в России до 15,3 с 14,9 раза в 2005 году1. В этой ситуации у многочисленных групп населения возникли социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки.
Социальные проблемы, указывает Т. Е. Демидова, привели в движение огромные общественные силы, высветили широчайший диапазон мнений, привели к столкновению самых различных взглядов, резкому расслоению общества . Многие группы людей оказались неприспособленными к столь резким переменам, поэтому предоставление профессиональной помощи особо нуждающимся слоям населения становится сегодня актуальной задачей. Именно в этих условиях повышается значимость системы
1 Демоскоп - № 279-280, 5-18 марта 2007 года
2 Демидова Т Е Профессиональное общение социального работника М,1994 С 3
- Київ+380960830922