ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................3
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Массовая музыкальная культура в русле теорий массового сознания................................13
1.2. Социологическая концептуализация массовой музыкальной культуры...............................45
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Массовая музыкальная культура в рамках коммуника-
ционной парадигмы............................. 69
2.2. Социокультурная характеристика аудитории массовых музыкальных жанров................................89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................121
Список использованной литературы..................126
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................139
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................147
ПРИЛОЖЕНИЕ 3......................................158
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникационные процессы в сфере массовой музыкальной культуры приобретают особенное значение для современного общества. Появление на мировом рынке совершенно нового типа культурной продукции формирует тенденции универсализации феномена массовой музыкальной культуры. Возникнув в русле бытовых жанров прикладного значения, массовые жанры трансформировались в универсальный феномен, по-разному проявляющийся, в различных странах в зависимости от культурных традиций, социальной структуры и господствующей формы властных отношений. Проблемы массовой музыкальной культуры становятся частью повседневности во многом из-за того, что музыка является мощным фактором воздействия на массовое сознание;
Явления массовой музыки являются одним из эффективных методов трансляции культурных практик во всем мире; легкость восприятия, прямая связь с современными формами досуга, жанровая специфика, в сочетании с достижениями современных масс-медиа обеспечивают быстрое распространение массовой. музыкальной продукции по всему миру. Векторы распространения хитов массовой музыки отражают доминирующие политические тенденции - расстановку сил на мировом рынке, поведение заказчиков и исполнителей культурных заказов, целевые инвестиции культурного капитала в страны третьего мира.. При этом социологическое осознание функций экспортируемой музыкальной продукции не входит в сферу внимания исследователей.
На рубеже XXI столетия все более очевидной становится проблема коммуникационных процессов в области музыкальных жанров для духовной жизни современного российского общества. В глобальном производстве значений для целевых социальных групп музыкальные феномены становятся важной составляющей маркетинговых и политических стратегий. Манипуляционные технологии в отношении массовой аудитории используют конструирование определенного звукового поля в качестве одного из базовых эле-
3
По окончании холодной войны место вопросов о правах человека, о свободе и: об искусстве- заняли другие проблемы, важнейшей из которых, как справедливо отмечает Г. Ригвава, является проблема границы между первым миром, и остальным миром? - "раздел, поддерживаемый и обслуживаемый путем тотального контроля, ибо раздел этот отнюдь не географический"2.
Для уточнения и концептуализации понятий обратимся к работам из разных областей научного знания, в центре внимания которых - феномен массового сознания, его возникновение, развитие и воплощение в массовой культуре XX века. В настоящем параграфе мы кратко осветим его основные этапы, после чего подробнее остановимся на теориях, имеющих непосредственное отношение к генезису массового сознания. Мы попытаемся сопоставить некоторые аспекты теории, массового сознания с процессами, происходящими в массовой музыкальной культуре, не получившими пока полного научного осмысления.. Данные процессы, связанные со стремительным, развитием музыкальной продукции, при ближайшем рассмотрении* обнаруживают немало общих алгоритмов и скрытых параллелей-с теорией массового сознания,, основные положения, и этапы которой представлены в данном параграфе.
Возникнув в русле социальной психологии в конце XIX столетия, теория массового сознания проникает и в другие научные дисциплины. Фокусом исследований Г.Лебона3 «Психология народов и масс» (1895), Г.Тарда4 "Преступная толпа (1892), З.Фрейда5 «Массовая психология и анализ, человеческого "Я" (1898) стала толпа, масса, количественные характеристики которой преобладали над качественными. Примерно в это же время выходят в свет работы О.Сигеле "Мнение и толпа" (1892), А.Фуллье "Психология французского народа" (1898), О.Кабанеса "Революционный невроз" (1905), В.Вундта "Проблемы психологии народов" (1920), посвященные той же теме. При из-
1 Бак-Морс С. Письмо из Нью-Йорка // Художественный журнал (Moscow an magazine), 1999, №25. Ч. I. С.16-17.
2 Ригвава Г. Отношение к искусству // Художественный журнал (Moscow art magazine), 1999, №22. С.69-70.
3 Г. Лсбон. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995 Г. Лсбон. Психология масс. Мн.: Харвссг, М.: ACT, 2000.
4 Г. Тард. 'Преступная толпа". СПб, 1903.
5 Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "Оно". Кн. I. Тбилиси: Мсрани, 1991.
вестных различиях, в этих работах акцентировалась стихийная, бессознательная природа масс, масса трактовалась в традициях европейской метафизики.
Появление работ Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс»6, Ф.Степуна «Социология массы»7, В.Райха «Психология масс и фашизм» и ряда других, исследующих природу масс в период между мировыми войнами XX века, совпало с эпохой диктатур «великих» тиранов XX века.
На массы, массовое сознание, массовое поведение неоднократно обращали внимание в истории политической философии. Уже Н. Макиавелли8 считал, что народные массы могут дерзко оспаривать решение своего государя, а затем, не доверяя друг другу, безропотно ему покориться. Несомненно, что массы всегда в истории оказывали значительное воздействие на политическую жизнь общества. Большинство исследователей отмечают усиление роли и значения масс в конце XIX века; массы оказываются на переднем крае политической жизни общества и начинают играть первостепенную роль.
Появление в 90-х годах XIX века книги Г. Лебона «Психология народов и масс»9 положило начало новому направлению - психологии масс. Однако элементы теории массового сознания содержатся, на наш взгляд, в философии Ницше и Шопенгауэра - в их разделении людей на два типа - «людей пользы» и «людей гения». Первые, по их мнению, не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью. Следуя данной концепции, расстановка сил в мире массовой музыкальной культуры, определяется, прежде всего, «людьми гения», теми, кто производит музыкальную продукцию для масс. Недостаток данной концепции в применении к современным музыкальным жанрам заключается в том, что для их функционирования недостаточно этих двух составляющих - «гениев» и «толпы». Все большее значение начинают приобретать так называемые промежуточные звенья коммуникационной цепи - продюсеры, исполнители, СМИ, - речь о которых пойдет во
6 Ортега-и -Гассет X. Дегуманизация искусства. М.: Ралу га. 1991
1 Гсргсль P.E. Социология массы Федора Степуиа // Социология и социальная антропология. 1998, т. I, „4*3. С.33-42.
* Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990.
- Київ+380960830922