Ви є тут

Маргинальная культура граждан, уволенных с военной службы

Автор: 
Дроздов Аркадий Григорьевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
Глава 1 ФЕНОМЕН MAPI ИНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.....................................................15
1.1.Основные концептуальные подходы к определению
понятия маргинальносги.......................................15
1.2. Сущность феномена культурной маргинальности............. 46
Глава 2 МЕСТО ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.......................................................79
2.1. Особенности маргинальной культуры граждан, уволенных с военной службы.......................................................79
2.2. Социально-экономическое положение граждан, уволенных с военной службы........................................................105
2.3. Социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы.127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 164
3
ВВЕДЕНИЕ
А|стуальность исследования. Конец последнего века второго тысячелетия стал для России временем смены социально-экономического строя, сопровождающегося интенсивным изменением социальных и политических институтов, заметной трансформацией российской ментальности и базовой системы ценностей. Разрушение системы базисных ценностей негативно сказалось не только на морально-психологическом самочувствии людей, но и на их социальной профессионально-трудовой активности. В ходе реформ возникли и стали все более выявляться контуры новой социальной структуры общества, резко поляризованного на относительно немногочисленную олигархическую группу «сверхбогатых» и массу беднейшего в значительной мере маргинализованного, деклассированного населения.
Глубокая и быстрая ломка привычной атрибутивности социальной жизни привела к резкому изменению социальных ролей и статусов огромного количества людей. Усилилась необходимость точной самоидентификации собственного бытия человека по многим позициям в рамках социума. Лишившись привычных ролей и функций, социальные группы и отдельные индивиды попали в состояние неопределенности, промежуточности. В социологической литературе это явление получило название маргинальности.
Маргинальность как явление, свойственное российским условиям «переходного периода», определяется пограничным состоянием общества на рубеже двух социальных систем в условиях системного кризиса, в результате чего происходит разрушение различных структур общества и формирование новых, обладающих определенной нестабильностью. Процесс маргинализации российского общества связан, прежде всего, с расшатыванием и ломкой нормативных ценностных систем под воздействием социальных и
16
и слабо верифицируемым. В принципе оценочно нейтральное понятие маргинальности зачастую принимает социально-негативное значение, которое является предметом интереса криминологии [144; 43].
Но понятие маргинальности можно применять и к инновативной и творческой деятельности. Здесь важным является то, что сам творческий акт возможен только на границе общества. Созидатель нового постоянно должен находиться в непосредственной близости к границе, будучи готовым нарушить определенные нормы, установленные ранее традициями. Творчество, как пишет
Н.Бердяев, «не столько оформление в конечном,...не объективация, а трансцендирование» (выход за пределы - А.Д.) [18; С. 196].
Целью данного параграфа является сравнительный анализ и выявление особенностей научных позиций и взглядов авторов на феномен «маргинальности» и «маргинального человека» и определение места проблемы маргинальности в отечественной социологии. На основе анализа основных концептуальных подходов на проблему маргинальности мы попытаемся выявить сущность маргинальности как социологической проблемы, определить критерии маргинальности и показать различные формы ее проявления, в том числе и к такой «нетрадиционной маргинальной группе», как граждане, уволенные с военной службы.
Начиная анализ термина «маргинальность», интересно отметить, что сам он возник как бы «на грани» социологии, культурной антропологии и общей теории личности и был призван обозначать индивидов, имеющих двойственную (впоследствии - и множественную) культурную самоидентификацию. Понятие «маргинальная личность» было введено одним из основателей Чикагской социологической школы Р.Э. Парком. Данный термин образован от позднелатинского таг^паНв - находящийся на краю (латинское таг$о - край, граница), используемого в географической литературе для обозначения тех форм рельефа, что сформироватись на краю ледникового покрова, - и перенесен Р.Э. Парком при исследовании культурной мобильности в иную научную сферу.
17
Условиями, вызывающими феномен маргинальное™, Р.Э. Парк считал движение и миграцию народов, развитие торговли, рынка, но особенно -возникновение городов-метрополисов, этих «котлов рас и культур». Появление термина «маргинапьность» в американской литературе было обусловлено, во-первых, традициями Америки как страны иммигрантов и, во-вторых, изменениями, произошедшими в первой четверти XX века в характере миграционных потоков и ценностных ориентациях американцев.
«Великий народный миф» Америки - общество, в котором отсутствуют деление на избранных и зависимых и связанные с ним жесткие кастовые перегородки, общество, где каждый может беспрепятственно продвигаться вверх по социальной лестнице дохода, статуса, власти и престижа, рассчитывая только на собственный талант, динамичность и напористость. Резких классовых противоречий в американской истории не было никогда. Напряженность и зрения возникали на другой основе - религиозной, расовой и этнической, - когда в результате трансатлантической миграции в американское общество вливались новые ми гранте кие группы.
В Америке традиционно считалось, что вновь прибывшие должны взяться за черную, ручную, самую непрестижную и низкооплачиваемую работуг, начать с низших ступеней социальной иерархии. Высокая мобильность американского общества создает возможности для удовлетворения амбиций и надежд. Однако простое увеличение дохода или улучшение социального положения не обеспечивают автоматического повышения таких важных характеристик, как статус и престиж. Напротив, каждый раз, получив образование или продвинувшись по службе, увеличив доход или состояние, американец сталкивается с необходимостью утвердить себя - в глазах окружающих, и в собственных глазах - в новом статусе. Это весьма сложно сделать, поскольку при определении статуса учитываются многие параметры, в том числе и такие, как оценка окружающих и самооценка. Тем не менее, в Америке 20-30-х годов двадцатого века индивиды, повысив доход, состояние или социальную позицию, могли приобрести и другие символы социального