Ви є тут

Подбор кадров как фактор возвышения морально-психологического климата в вузе

Автор: 
Гущин Геннадий Константинович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193735
179 грн
Додати в кошик

Вміст

I
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................... 3
^ Глава I.
« Историко-теоретические аспекты
общегуманитарных исследований подбора кадров................... 12
1.1. Истоки общегуманитарных исследований природы кастинга и морально-психологического климата коллектива.................. 12
1.2. Современные концепции кастинга и морально-психологического климата трудового коллектива.......................... 22
1.3. Подбор кадров как элемент системы управления.............. 41
■щ Глава II.
Возвышение морально-психологического климата и кастинг: проблемы моделирования социологической корреляции 65
2.1. Морально-психологический климат коллектива и социальная роль личности: диалектика взаимозависимостей.................. 65
2.2. Возвышение морально-психологического климата как социо-
^ логический феномен.......................................... 90
2.3. Качественные особенности анализа эмпирических данных .... 115
Заключение........................................................ 141
Список литературы............................................... 144
Приложение........................................................ 160
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется целым рядом долговременных и оформляющихся лишь в последнее время факторов.
Во-первых, традиционная система отношений между человеком и отчужденной от него социальной организацией в современном постиндустриальном мире все более характеризуется кризисом привычной системы кадрового управления. На смену жесткому алгоритму иерархического подчинения приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности и единоначалия в кадровом менеджменте. Во-вторых, само совершенствование социологического знания ставит вопрос о перспективах дальнейшего развития управления людьми, что очевидно связано с проблемой возвышения моральнопсихологического климата коллектива, природу которого так трудно искусственно моделировать.
В-третьих, массовый характер современных процессов групповой суггестии, распространение откровенно манипулятивных технологий показывает необходимость выбора между подбором кадров как процессом отбора работников по формально важным критериям квалифицированности и кастингом как системой провоцирования возвышения морально-психологического климата трудового коллектива, то есть превращения собственно духовного общения работников в алгоритм существования социальной организации. В последнем случае кастинг становится просто частным случаем стабильно актуальной социологической проблемы эффективности человеческого общения. Отметим, наконец, что сама пестрая мозаика применяемых ныне практик подбора кадров («ролевая», «японская», «интерактивная» и др. модели подбора кадров) подразумевает важность поиска приемлемого именно для нашей страны компромисса, - особенно в условиях структурного и демографического кризисов.
ства. Мудрое управление, считал он должно основываться на всеобщих и разумных законах. В своем практическом осуществлении управление обществом есть своего рода искусство. И потому властные полномочия принадлежат не абстрактным законам самим по себе, а человеку, владеющему искусством управления общественными делами, и, соответственно, создающему адекватный морально-психологический климат11.
Ученик Платона - Аристотель - разработал основы учения о хозяйстве. В нем философ доказывал необходимость создания специальной науки, цель которой - в обучении рабовладельцев навыкам обращения с рабами, искусству управления ими. В целом ряде исследований12 отмечались некоторые аспекты античной интеллектуальной традиции, имеющие прямое отношение к исследуемой проблематике:
- существование методик отбора кадров на воинскую службу (Г. Цезарь, Сулла, Митридат, М. Красе, Л. Домициан)13;
- попытка М. Аврелия выработать принципы кастинга в получении и наследовании высших государственных должностей14;
- выявление базовых методов подбора кадров в творческие коллективы (например, в платоновскую Академию, Сад Эпикура)15;
- попытка выявить и описать иррациональные факторы, влияющие на кадровую ротацию (римская и древнегреческая историография, см. выше).
Так или иначе, но именно римская интеллектуальная традиция положила начало самим попыткам понять всю многомерность, нелинейный ха-
11 Антология русской классической социологии. Тексты / Сост. и коммент. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панкова. - М., 1995; Окатов В. Н. Социология менеджмента. Историко-критический очерк. - Тамбов, 1991.
12 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. - М., 1986; Плутарх. Избранное. - М., 1997; Лосев А. Ф. Очерки по истории античной философии. - М., 1982; Чанышев А. История античной философии. - М., 1980 и др.
13 Чанышев А. История античной философии. - М., 1980.
14 Аврелий М. Утешение философией. - М., 1991.
15 Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М.; Л., 1935; Маршал А. Принципы политической экономики. - М., 1984; Лосев А. Ф., Тахо-Годи М. Платон. Аристотель. - М., 1981.
15
рактер корреляций между ротацией кадров и достижением целей любой организации.
С развитием общественного производства принудительный труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Заменившая его система наемного труда основывалась на принципиально ином механизме социального принуждения, широко использующем материальные стимулы и экономические рычаги в управлении.
Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел в качестве своей первоосновы денежный капитал. Вместо прямых форм принуждения к труду капитализм формирует и использует рыночный механизм, который действует на базе обмена меновыми стоимостями и предполагает равенство и личную независимость обменивающихся сторон.
В средние века большинство организаций использовало труд небольшого числа людей, в течение многих лет выполнявших одни и те же операции. Подбор кадров являлся одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении своих сотрудников на основе здравого смысла и опыта. Эпоха Средневековья дает интересные примеры планирования и развития профессиональной карьеры (западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и критериями продвижения в ее рамках), стимулирования труда (первые планы участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (цеховые школы, система ученичества).
Разумеется, в творческом наследии Средневековья трудно найти теории собственно кастинга или качества морально-психологического климата. Отметим, однако, главную в этом смысле заслугу средневековой мысли: именно в ней впервые был поставлен вопрос о собственно психологических, связанных с верой, симпатией или антипатией аспектах управления.