Ви є тут

Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра

Автор: 
Чепеленко Ксения Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
166
Артикул:
193372
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение.................................................................3
Глава 1. Социологические подходы к исследованию концепта театр
1.1 .Социокультурная матрица исследования...............................19
1.2. Театр - социокультурный феномен....................................31
Глава 2. Понятие театральной публики как особой стилевой группы
2.1. Теоретическая операционализация ключевых понятий...................53
2.2.Театральная публика как специфическая социальная группа.............62
2.3.Театральный зритель - агент практики культурного потребления.....................................................................71
Глава 3. Зрительская активность как критерий театральной практики
3.1. Проектные характеристики и инструментарий эмпирического исследования зрительской активности..............................................81
3.2. Анкета театра! 1ь но го зрителя - инструмент социологических измерений ........................................................................95
3.3. Индикатор театральной активности как результирующая составляющая
измерений..............................................................109
Заключение.............................................................132
Список использованных источников.......................................137
Приложение............................................................149
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная российская действительность представляет собой динамичный социокультурный мир, насыщенный трансформационными процессами, в которых культуре принадлежит активная созидательная роль. Российская художественная культура адаптируется к новым экономическим условиям. В постсоветском пространстве изменение социокультурных векторов развития ведёт к обновлению стратегий деятельности социальных институтов, сферы духовных потребностей, идеалов, ценностных ориентаций людей. Осмысляемые и скрытые от понимания объективные и субъективные жизненные реалии, вызывая социальный резонанс, преобразуются в качество социального, обретая социокультурные формы.
Данная социологическая интенция свойственна социологической науке с раннего этапа сё формирования, когда О. Конт обозначил культурно-аналитическую линию своего научного творчества, сформулировал известный афоризм: общество — это, прежде всего, общность духа. Культура отражает духовное состояние общества; она сопряжена со всеми сферами бытия. Теоретическое осмысление современных социальных процессов выступает как программа, цель которой — утверждение идентификации и самоидентификации индивидов, социальных групп и общностей, стимулирование развития значимых социокультурных потребностей, интересов и ценностей, выявление II анализ специфики и закономерностей трансформации социальных структур и институтов.
Один из путей решения проблемы связан с исследованием социальных феноменов. Социальный феномен, по определению П. Блау, имеет конкретные формы проявления, доступные реальному наблюдению и исследованию методами социологической науки. В свете этого подхода театр — фокус исследовательского внимания автора настоящей работы, можно охарактеризовать как уникальный социальный феномен, отличительной чертой которого является с одной стороны, «постоянная прописка» в социальном хронотопе, а с другой — зависимость форм проявления его жизнедеятельности от социо-
общностях, в обществах высоко структурных такого соотношения невозможно.
Диспропорция между высокой степенью концентрации основных театральных ресурсов, объёмом театрального производства и неэффективным использованием театрального потенциала: снижением доступности театральных учреждений, низкой степенью включённости населения в театральную среду, низкой востребованность театрального искусства зрительской аудиторией свидетельствуют о дисгармоничности их соотношения. Объясняя природу подобного рода социальных фактов, Г. Зиммель указывает на их первопричину — складывающиеся и воспроизводящиеся противоречия между индивидом и культурой, в результате которых между ними возникает рассогласование целей и средств.
Отмеченное противоречие между культурой и обществом, возникновение которого обусловлено разностью закономерностей развития культурной и социальной жизни, составляет содержание социокультурного подхода. Антитеза старого и нового в воспроизводственной деятельности выявляется при анализе исторически устойчивых оснований и инновационных устремлений, реальных социокультурных отношений и тех, что находятся в процессе становления. Характеризуя воспроизводственную деятельность в целом, следует отметить, что она запрограммирована на урегулирование социокультурной напряжённости и удержание противоречия в оптимально-допустимых пределах.
В ситуации развитого общества потребления серьёзный исследовательский интерес вызывает проблема производства не только товаров, но самих агентов потребления, и самое главное — организация производства потребительского спроса. Речь идёт о формировании как собственно зрительской аудитории, так и зрительского спроса на художественную продукцию. Воспроизводство театральной аудитории — одна из необходимых составляющих процесса развития театрального искусства, художественной культуры и театра как социокультурного института. В настоящее время сложилась рыночная ситуация, при которой предложение спектаклей превосходит спрос, престиж те-
атрального искусства в региональной культуре оказывается заниженным. Духовно-символический потенциал театральной культуры региона и степень его освоения в рамках деятельности социокультурного института театра находятся в очевидном несоответствии.
В качестве одного из гипотетических предположений диссертационной работы выступает тезис: социокультурные особенности практики театрального зрителя могут быть описаны через совокупность ряда содержательносмысловых компонент. Востребованность культурно-символического потенциала театрального искусства, интенсивность театрально-зрительской практики социокультурно обусловлена: театральная активность — часть человеческой активности, поэтому степень вероятности посещения театральных спектаклей зависит от уровня культурной образованности и художественной компетентности зрителей, их ориентации на ценностный фактор искусства. Чем выше значение этих показателей, тем более востребованной этой группой лиц будет производимая театральная продукция. Среди людей с высоким духовным потенциалом больше тех, кто посещает театры, музеи, концерты, читает художественную литературу — развитость художественного вкуса коррелирует с личностным развитием, личностной структурой агента культурной практики.
В качестве второго гипотетического предположения выступает тезис о том, что контакт с театральным искусством осуществляется разными группами лиц в различные периоды их жизни с различной степенью интенсивности. Анализ театральной публики г. Саратова будет более содержательным, если проблему распространённости театрально-зрительское практики среди населения исследовать, исходя из обозначенной особенности.
Недостаточно исследовать только публику, находящуюся в театре в момент сценического исполнения. Следует учесть и гот факт, что любой горожанин мог быть посетителем театра в прошлом; реально также предположить, что человек, по каким-либо причинам не имевший контактов с театром до момента участия в социологическом опросе, станет театралом впоследствии.