ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальных детерминант политической активности молодежи как фактора социально-культурного развития трансформирующегося общества
§1.1. Объективная необходимость государственной молодежной
политики в современных условиях................................
§1.2. Молодежь как объект и субъект политической социализации.... §1.3 Каналы политической самореализации молодежи как факторы ее социокультурного развития...................................
Глава 2. Социальные факторы формирования эффективной модели решения проблем молодежи в регионе (на материале РТ)
§2.1. Институционализация основ региональной молодежной политики.......................................................
§2.2 Опыт организации социально-экономической самореализации
молодежи как базиса ее социокультурного развития...............
§2.3 Предпринимательство как источник качественного обновления
социальной культуры молодежи и общества........................
§2.4 Формирование новой образовательной системы как основы
социального мировосприятия молодежи............................
Заключение.....................................................
Список источников и литературы.................................
3-20
21-43
43-67
68-108
109-118
118-134
134-152
152-173
174-179
180-198
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется следующим.
Первое. Поведение социальных субъектов всегда обусловлено теми принципами, нормами, образцами, которые легитимизированы в данном социуме в качестве его социальной культуры.
В процессе целенаправленной социализации (воспитания) или социального культурного обмена, возникающего спонтанно, в ходе непосредственного повседневного общения, складываются более или менее устойчивые стереотипы желательных и допустимых действий в типичных ситуациях - установки. В них в концентрированной форме проявляется вся совокупность культурных конструктов, детерминирующих социальное поведение субъекта1.
Но что формирует сами установки? Ответ на этот вопрос дает анализ содержания понятия «культурный человек».
В традиционном обществе культурный человек - это человек в максимальной степени усвоивший культурные традиции.
В индустриальную эпоху культурным считается человек, усвоивший те стандарты мировосприятия и поведения, которые диктовало состояние экономического базиса.
Современное общество - информационное общество.
Сегодня культурный человек может не разделять традиционных взглядов и не придерживаться традиционных поведенческих установок. Он может быть в оппозиции по отношению к «идеалам» рыночного общества. Но он должен усвоить стандарты мировосприятия и, соответственно, поведения, которые доминируют в сложившемся информационном пространстве.
Социальная культура перестала быть отражением неких базисных процессов, а превратилась в саморазвивающуюся и самовоспроизводящуюся
1 Майерс Д. Социальная психология. / Д.Майерс. - СПб.: Питер, 1999. - С. 153-194
Л
Э
5. Развитие общественно - политической активности молодежи в регионах сдерживает отсутствие механизма введения молодых людей в практическую политическую деятельность представительной власти. Так, одавляющее число республиканских руководителей Татарстана были инкорпорированы в элиту через высокие должностные позиции в органах КПСС, ВЛКСМ, в Советах народных депутатов или занимали соответствующие посты в правительственных органах ТАССР. Анализ политического бэкграунда трех когорт республиканской элиты показывает, что удельный вес бывшей советской номенклатуры остается до сих пор значительным. Никакой видимой революции в региональной элите не произошло. Плавность убывания представителей номенклатуры от когорты к когорте свидетельствует о естественном ходе обновления, а не о приходе во власть совершенно новой группы людей.
6. В то же время, в регионе были созданы в целом благотворительные условия для самореализации молодежи в иных сферах жизнедеятельности общества, что в значительной мере ослабило тенденции к радикализации установок и поведения молодежи.
7. Однако, поиск молодежью своей социальной идентификации обостряет в условиях декларированной в 80-90-е годы XX века деидеологизации проблему социального контроля над формированием молодежной культуры. Именно в силу своей более высокой адаптивности к пореформенным условиям молодежь склонна отвергать патернализм старшего поколения, по крайней мере, в традиционной для России форме государственного патернализма. Поэтому важно поддерживать и направлять самореализацию молодежи.
В условиях потери объединяющего идеологического начала общефедерального уровня, центр тяжести работы с молодежью переносится на региональный уровень, приближая организации молодежи к решению конкретных жизненных проблем молодого человека.
18
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- выявлены сущность и значение современной молодежной политики как объективно существующей социокультурной структуры общества, заключающиеся в формировании возможностей самореализации молодежи в различных социальных практиках;
- установлено, что активное создание благоприятных культурнообразовательных и социально-экономических условий для самореализации молодежи способствует социокультурной поляризации молодежи на преуспевающих конформистов и тяготеющих к радикализму аутсайдеров;
- раскрыто негативное влияние конформизма на социальное поведение молодежи, выражающееся в формулировании установок на политическую пассивность, способствующую выработке социально-безответственных моделей экономического, культурного, бытового и т.п. поведения;
- доказано негативное воздействие радикальных установок на развитие молодежи как главного социального потенциала общества, препятствующее формированию адекватной прогрессивным тенденциям современности культуры мира, толерантности и социального партнерства;
обоснована необходимость государственной поддержки просоциальных форм самоорганизации молодежи как важнейших каналов самореализации самых различных подгрупп и сообществ молодежи;
выявлено значение исторического опыта Татарстана для эффективного решения современных социальных проблем молодежи.
Практическая значимость диссертационного исследования.
Диссертация, ее материалы и выводы имеют научно-практическое значение для структур, имеющих отношение к проблеме социализации молодежи: от высших государственных органов - до органов местного самоуправления. Основные положения и выводы диссертации имеют практическое значение для тех, кто занимается реализацией молодежной
19
- Київ+380960830922