Ви є тут

Исследования нетипичных форм религиозной трансформации в современных условиях : На материалах язычества народов Поволжья

Автор: 
Астахова Лариса Сергеевна
Тип роботи: 
На материалах язычества народов Поволжья
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
193580
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................с.З
РАЗДЕЛ I. ЯЗЫЧЕСТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ...........с. 16
РАЗДЕЛ И. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ФЕНОМЕНОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ....................с.95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 158
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ с. 164
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................с. 174
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рассуждения о трансформации общественного устройства неизбежно требуют рассмотрения проблемы, в том числе, и религиозной трансформации, причем традиционно отмечается, что современное состояние религиозной жизни в российском обществе «разрывается» между двумя тенденциями: секуляризацией, свойственной демократически развивающимся обществам, и «религиозным бумом», имевшим место в результате резкой смены идеологических перспектив общества и развившейся аномии. Впрочем, «религиозный бум», пик которого пришелся на 1993-1994 гг. (как показывают исследования), свидетельствует скорее о том, что общество изменило свой взгляд на религию, признавая её роль в поддержании нравственных норм, нежели о действительно резком подъеме религиозности внутренней1. Однако процесс повышения значимости религиозных ценностей и процесс секуляризации как обмирщения культурной жизни продолжают соперничать в российском обществе.
Возможно, применительно к российскому обществу в период современной трансформации вполне может быть применен термин религиозной аномии, рассматривая её как следствие процессов, происходящих в рамках религиозной структуры общества. Религиозная аномия, с одной стороны, может характеризовать общество, в котором религиозные нормативные стандарты поведения и существующие религиозные убеждения либо отсутствуют, либо серьезно ослаблены. С другой стороны, религиозная аномия может характеризовать и отдельного индивида, если он религиозно дезориентирован. Аномия может создать акцент на средствах достижения целей, забывая о самой цели, что создает ритуализированный тип поведения.
В современном обществе, в рамках духовной его жизни, столкнулись две тенденции, в сути которых нам хотелось бы разобраться. С одной стороны, де-
1 См. например: Тощенко Ж.Т. Социология. —М.: 1998. С.388-389.
17
представляют собой наименьший общий знаменатель старой и возникающей новой систем и основание будущего развития новых систем и институтов1.
Однако именно взаимопереплетение всех элементов и сфер жизни общества и позволяет предполагать, что трансформация российского общества реализуется не в повторении уже пройденного западным обществом пути; а в том, что будет найден свой путь развития, адаптированный под наши исторические, географические, социальные и культурные особенности и запросы. То есть на сегодняшний момент мы смело можем сказать, что не существует единой концепции, единого завершения движения всех обществ, вставших на этот путь, так как трансформация общества — это саморегулирующийся, самокорректирующийся процесс.
Естественно, что трансформация общества затрагивает не только экономико-правовые сферы общественной жизни. Активно изменяется и духовная сфера жизни общества, которая, будучи способом существования особого рода общественных отношений, находит свое выражение в конкретных формах в области науки, культуры, образования, искусства и религии, то есть всего того, что образует специфический феномен духовной жизни. Именно на религиозной трансформации как составляющем элементе общественных духовных изменений нам хотелось бы остановиться.
Выделение этой темы в качестве особой области исследования не случайно. Об изменениях религиозного сознания и поведения свидетельствуют большинство исследований, проведенных в последнее десятилетие. Так, всероссийское социологическое исследование «Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век» провел Российский независимый институт социальных и национальных проблем РНИСиНП (по заказу Фонда Эберта) в феврале-марте 2000 г. (опрошены 2050 человек, из разных социальных групп, в 58 поселениях). Исследование охватывало широкий круг социально-экономических, политических, нравственных проблем. В результате было выявлено, что религиозная тема, несомненно, принадлежит к кругу вопросов, с
1 Ионин Л.Г. Ук. соч. С.204.
18
которыми респонденты связывают своё будущее2. Аналогичные выводы позволяет сделать и таблица 1.1 Здесь можно пронаблюдать, как Русская Православная церковь, религиозный институт, резко выделяется по степени доверия к ней среди всех общественных и государственных институтов.
Таблица 1.1
Доверие к различным институтам (1999т) .
Очень дове- ряют Дове- ряют Не доверяют Совсем не доверяют Разница м/у % доверяющих и % не доверяющих
РПЦ 23 46 11 7 +51
«Зеленые» 14 50 11 6 +47
Армия 9 43 26 12 +14
ООН 5 32 15 13 +9
Телевидение 5 45 32 12 +6
Европейский союз 3 23 19 13 -6
СМИ 3 37 35 18 -13
Профсоюзы 6 27 29 24 -20
Суды 3 31 32 24 -22
Страны СНГ 1 20 32 16 -27
Милиция 3 25 37 30 -39
Правительство 2 23 36 32 -43
Большие компании 1 14 28 30 -43
Дума 2 13 40 38 -63
Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики // НГ-религии. — 2000. — 17 мая.
3 Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. — СПб.; М: 2000. —С. 13.